Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 41 (1187)
1.11.2013
НОВОСТИ
События
Культура
Дела и люди
Репортеры надежды
Спрашивайте - отвечаем
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 41 (1187), 1.11.2013

ФОРМУЛА "ПОЛИТЕХА"

Студенты Одесского национального политехнического университета стали первой украинской командой, принявшей участие в соревнованиях Formula Student.

Для справки. Formula Student ("Формула Студент") - инженерное студенческое соревнование. Суть его заключается в том, что студенты проектируют и строят небольшой гоночный автомобиль и потом выставляют его на соревнование. Но сперва проект должен пройти техническую инспекцию, затем команды по очереди ведут импровизированные переговоры с заказчиком, представляя развернутый анализ стоимости автомобиля. Последний этап - тестовый заезд машин, которые прошли в финал.

Все началось с... "Макдональдса"

Именно в этом заведении будущие машиностроители впервые обсуждали, как сделать свой первый автомобиль. Ребята только вернулись с практики в Германии, где увидели, что их ровесники не только осваивают теорию, но и с успехом применяют знания на практике - самостоятельно строят гоночные машины. На первом "макдональдсовском заседании" были всего три человека - Дмитрий Орленко, Роман Жужа и Вадим Хамрай, который и стал капитаном будущей команды, получившей название FS ONPU. Сперва желающих стать "гонщиками" было хоть отбавляй, а вот когда дело дошло до работы, то остались девять человек. Начинать пришлось практически с нуля, так что год ушел на одно только усвоение теории. Причем основной проблемой оказалось почти полное отсутствие русскоязычной литературы о проектировании таких машин. Приходилось использовать книги по проектированию и конструированию легковых автомобилей, в которых можно было найти базовые расчёты. Однако новейших разработок по проектированию сверхлегких болидов в них не было. Вот ребята и осваивали по иностранным учебникам все технические новинки вместе с английским языком, на котором написаны пособия.


Потом началась разработка и изготовление машины. И пошла ошибка за ошибкой. Спроектировали раму (каркас машины), начали ее строить. А когда построили, то оказалось, что сначала нужно было спроектировать подвеску (совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с колесами). Пришлось переделывать все заново. Исправили эту ошибку, но при попытке сборки оказалось, что не учли расположение двигателя. И так повторялось едва ли не с каждой деталью. Команда уже сбилась со счета, сколько раз все приходилось переделывать заново.

Потому вместо запланированных нескольких недель на каждый этап работы уходило по два-три месяца. О выходных или каникулах и речи быть не могло. Летом целый месяц с утра до вечера ребята сваривали детали в гараже, часто даже на обед не отвлекаясь - подпитывались только чаем. А в последнюю неделю перед соревнованиями в мастерской пришлось в прямом смысле слова жить - нужно было закончить изготовление недостающих деталей, все привести в порядок, покрасить.

Ребята со смехом вспоминают трудовые ночи:

- Все забыли, кто на какую специальность учится. Программисты, экономисты, инженеры шлифовали красили, варили и собирали машину.

Сон отгоняли литрами кофе и шутками.

И любые дороги дороги

Впервые автомобиль собрали в последнюю ночь перед выездом на соревнования. И сразу же разобрали - у команды не было транспорта, чтобы везти свое творение целиком. К месту соревнований решили добираться на автомобиле. Рассчитали, что до Венгрии доберутся за три дня. Но не тут-то было... Вместо запланированных 80-100 километров в час местами приходилось ехать 20-40. Ведь багажник был наполнен деталями от машины, а каркас болида находился на крыше. Ребята не могут сдержать смех, когда рассказывают о прохождении таможни:

- Один таможенник подошел к нам и сказал, что сани нужно готовить зимой. Смысл этой фразы мы поняли, когда второй таможенник спросил, едем ли мы на бобслей (вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах - А. К. ). Ответили, что да...

Посмеялись, конечно, ведь дело было в конце августа.

Еще больше такой груз на крыше легкового автомобиля удивил венгерскую полицию - в Будапеште за ребятами несколько кварталов ехала полицейская машина. Правда, останавливать странных перевозчиков они не стали.

В статике и динамике

Сказать, что нашим ребятам было сложно на соревнованиях - мало.

Особенность данного проекта в том, что за изготовление самой машины можно было получить 675 баллов, а остальные 325 приходились на т. н. статическую часть - экономический отчёт, презентацию инженерной конструкции (целесообразность и проработанность технических решений), техническую инспекцию и бизнес-план. Последний раздел защищал третьекурсник Миша Алексеенко. Не имея опыта, он написал бизнес-план по примерам, найденным в интернете. Конечно, было допущено немало ошибок, но теперь Миша точно сможет выполнить главную задачу - подготовить всю документацию по машине, провести все экономические расчёты и убедить потенциального инвестора (то есть судей) вложить в проект деньги.

Затем наступило время динамических дисциплин - разгон на 75 метров, "восьмерка", автокросс и гонка "на выживание".

Автокросс - это заезд на один круг по трассе на выносливость, а сама гонка на выносливость - 23 километра без дозаправок с одной обязательной сменой пилота. В "восьмёрке" оценивают способность автомобиля проходить повороты на высокой скорости. По прохождению дистанции также оценивается экономичность автомобиля, что приносит дополнительные баллы. Тут всё по-настоящему: и драйв, и скорость, и технические решения. Так, три года назад на немецком этапе у регенсбургской команды машина в прямом смысле превратилась в столб пламени. Гонщик успел вовремя выпрыгнуть из машины и не пострадал; одним из условий технической инспекции является возможность выйти из машины за пять секунд, а ещё не стоит забывать о тестах на торможение, перевороте, уровне шума, устойчивости к дождю и других, не менее важных особенностях. В ином случае машину просто не выпустят на трассу.

От "Формулы Студент" до "Формулы-1"

Что стимулировало наших ребят, так это перспектива.

- Едва ли не половина разработчиков машин для соревнований "Формула-1" начинали с "Формулы Студент", - рассказывает капитан команды Вадим Хамрай.

Кстати, ему и Александру Романову уже поступило интересное предложение. Немецкая компания по производству шин и автокомпонентов Continental AG пригласила ребят к себе на двухгодичную стажировку. Правда, пока парни решили повременить с заграничным опытом. Сначала нужно выйти на достаточно высокий уровень владения своей профессией, а уже потом замахиваться на заграничные перспективы, считают они.

На нашу команду обратили внимание и другие иностранные компании. SolidWorks бесплатно прислала ребятам три диска с программами для проектирования автомобиля на компьютере. А крупнейший в мире поставщик программного обеспечения Autodesk предоставил команде и машиностроительному факультету лицензии на 120 своих программ. Программы от ANSYS помогали в рассчетах на прочность. Двухмесячные переговоры увенчались успехом - ни один другой украинский вуз не может похвастаться, что его преподавательскому составу либо ученикам предоставили лицензионное программное обеспечение стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, не говоря уже об опыте работы с ним.

А что будет дальше?

Едва вернувшись из Венгрии, ребята принялись за новую работу: хотят построить автомобиль с учетом всех ранее допущенных ошибок. Для этого сейчас проводится набор новых участников - девяти человек для такого проекта слишком мало. Это наши политехники особенно остро ощутили на соревнованиях: так, немецкая команда Gratz состояла из 60 человек и неудивительно, что являлась одним из фаворитов. Новичков будут обучать прямо в процессе работы - уже расписан план разработки нового автомобиля, который через год поедет на "Формулу Студент".

Антонина КУЧЕРЕНКО.

Фото автора.

Из архива команды FS ONPU.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.