Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 43 (1140)
16.11.2012
НОВОСТИ
Культура
День молодежи
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
Проблемы
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 43 (1140), 16.11.2012

СПЕКТАКЛЬ В ОДНУ "ПАРУ"

Научная конференция на тему "Педагогический артистизм современного учителя", которая проходила в ОНУ им. Мечникова, не могла не привлечь моего внимания. Ведь сколько раз на лекциях я просто заставляла себя слушать преподавателя. Но как же правильно "сыграть" урок, лекцию, практическое занятие? Вопрос тем более актуальный, что вскоре и самой придется вести занятия. Потому я и села рядом со слушателями-студентами, чтобы понаблюдать за их реакцией на выступления педагогов. Тут-то и стало явным, кто из участников конференции действительно умеет быть артистом.

"Не бiйтесь заглядати у словник"

Это не только красивая цитата из Максима Рыльского, но и неписанный закон всех филологов. Декан факультета романо- германской филологии ОНУ им. Мечникова Лидия Голубенко объяснила значение слова "артист", воспользовавшись толкованием нескольких словарей. Что в этом артистичного, спросите вы? А то, что сухие научные фразы из словарей Лидия Николаевна сумела превратить в живой рассказ. Обычно студенты не очень-то любят слушать теорию, но тут я увидела, с каким вниманием они слушали этот доклад. А все потому, что это был разговор с аудиторией, а не чтение доклада.

А когда я был таким, как вы сейчас...

...то развлекал аудиторию, как мог и чем мог.

Так начал свой рассказ Виктор Мозговой, декан факультета культуры и воспитания Николаевского государственного аграрного университета. Он вспомнил своего отца, директора школы:

- Когда я шел на свой первый урок, то отец меня предупредил: "Не дай Бог, ты выйдешь из класса и скажешь, что дети тебя не слушают! Пой, танцуй, скачи, делай что угодно, лишь бы урок был интересным". К уроку я, конечно, готовился, но, когда прозвенел звонок на мой первый урок, стал перед классом, объявил тему и протараторил за пятнадцать минут все, что так тщательно готовил дома. Остальные полчаса мне действительно пришлось в прямом смысле развлекать детей - рассказывать забавные истории. Тогда я понял, насколько сложно удержать внимание в течение всего урока.

Студенты то и дело смеялись, ведь Виктор Леонидович рассказывал о своем первом учительском опыте очень живо и действительно смешно. Нетипичное выступление для научной конференции, но ведь студенты с интересом слушали этот "веселый" доклад, а, значит, педагогический артистизм подействовал.

Игры в переводчика

Еще один интересный ход придумала Валентина Романец, преподаватель ОНУ. Она показала, насколько трудно порой правильно перевести текст с иностранного языка. Валентина Михайловна прочла стихотворение Артюра Рембо на французском и несколько его переводов на русский. В каждом переводе менялся главный герой: то это был лебедь, то дух, то лед, то иней, то белый день.

Я снова оглянулась на студентов. Ребята слушали уже третий доклад подряд. Хочу подчеркнуть - именно слушали. Опять же потому, что Валентина Михайловна вела рассказ, эмоционально комментируя переводы и делясь своими впечатлениями.

Чем бы заняться?

А вот в следующем выступлении нам тоже поведали о том, как правильно себя вести в аудитории, как использовать артистизм. Преподаватель вышел на сцену, огласил тему и... прочитал доклад, ни разу не оторвавшись от текста и не взглянув в зал. Студенты тут же заскучали. Одни занялись играми на мобильном телефоне, другие - слушали музыку в наушниках, третьи - читали книги, а у меня за спиной девочки-третьекурсницы беседовали на отнюдь не педагогические темы. Потом были еще два таких же докладчика, которые просто выразительно прочли свой текст. Нужно ли говорить, что студенты слушали их так же, как и первого "чтеца"? Вот тут-то и проявилась проблема многих преподавателей: если нет живого общения со слушателем, то нет и самого слушателя.

Ограбили, подрались, попали под статью

И все это - в течение нескольких минут. Преподаватель Одесского университета внутренних дел Ольга Косаревская привела на конференцию своих курсантов. Ребята наглядно показали, что такое хорошо, а что такое плохо с точки зрения юриспруденции.

Вот идет дорого одетая девушка. Два парня ее догоняют и вырывают сумку. На крик девушки появляется третий парень. Он заступается за девушку, избивает грабителей и... у него теперь проблемы с законом. Почему? Да потому, что грабители серьезно ранены, а значит, защитник ограбленной девушки будет отвечать за то, что "перестарался". Важно соблюдать меру в защите, объясняют нам курсанты. Нужно обезвредить противника, а не покалечить его.

Еще одна жизненная ситуация: два пьяных молодчика нападают с пистолетом на прохожего. Прохожий, оказывается, владеет боевыми искусствами. Он выхватывает пистолет и стреляет в обидчика. Что в этом плохого, ведь это же самозащита? А то, что стрелять в таком случае нельзя, иначе жертва станет нападающей и тоже совершит преступление. Можно только забрать оружие у обидчика и задержать его до прибытия милиции. Кстати, нам показали, как одним движением руки выхватить пистолет. Оказывается, это несложно.

А вот на парня нападают с ножом. И снова то же самое "нельзя": нельзя ранить нападающего. Нужно выбить из его рук нож и тоже задержать до прибытия милиции.

Я снова посмотрела на студенческую аудиторию. Телефоны и книжки спрятаны в сумки, никто не разговаривает - все смотрят на сцену и слушают. Возможно, причина и в том, что в зрительном зале в основном сидели девушки (на филфаке и РГФ всегда было мало парней). Но, думаю, если бы курсанты просто читали с листка о том, как правильно защищаться, то большинство зрительниц все равно бы продолжили слушать музыку и разговаривать. А ребята буквально с первых секунд завоевали внимание. И то, что они рассказывали и показывали, запомнилось.

Я не говорю о том, что на лекциях и уроках нужно устраивать драки, грабежи понарошку, но номера курсантов доказали, что если занятие интересное, то слушатель сам придет или оторвется от книги, музыки, разговоров.

Антонина КУЧЕРЕНКО,
аспирантка ОНУ им. Мечникова.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.