Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 4 (1101)
3.02.2012
НОВОСТИ
Культура
Море
Дела и люди
Спрашивайте - отвечаем
История
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 4 (1101), 3.02.2012

ПЛЕННИКИ "НЕМО" ВЕРНУЛИСЬ НА РОДИНУ

Новый 2012 год на море начался достаточно бурно. Возвращение в Одессу пленников судна "Немо", пробывших год на обанкротившемся судне эстонского судовладельца в Турции, пришлось на 6 января, Рождество. Что весьма символично. В этот день два года назад на родную землю ступили моряки "Арианы", захваченной пиратами.

Сухогруз "Немо" с украинским экипажем был задержан в порту Турции, потому что эстонский судовладелец не продлил судовые регистровые документы в стране флага. С этого момента и начались злоключения экипажа.


У капитана "Немо" Александра Тимошенко - 27-летний стаж плавания. В эстонской компании у него уже был 4-месячный рейс. Зарплату выплатили. Особых проблем не было. Конечно, у судовладельца были трудности. Но всегда финансовые проблемы решались. Что случилось на этот раз, почему судовладелец бросил весь свой флот, все свои суда в портах мира без оплаты и ответственности, до сих пор остается неизвестным. Сегодня его офис в Эстонии арестован, счета закрыты, на связь с экипажем не выходит. Впрочем, сегодня в такой ситуации, когда мир пытается преодолеть экономический кризис, может оказаться любой моряк.

- С нами было оговорено, что расчет будет по окончании рейса, - рассказал Александр Тимошенко. - Однако в ожидании этого процесса экипаж оставался на судне. В марте судовладелец выходил с нами на связь, просил закупить на свои средства продукты, все необходимое для поддержки судна. Что я и сделал. А в апреле он перестал отвечать на наши звонки.

Сухогруз был передан за кредиты должника "Сведбанку-Эстония". При помощи международной организации ITF мы подали иск в турецкий суд о выплате зарплаты. Суд вынес решение: путем продажи судна возместить экипажу ущерб.

Но дело на этом и застряло. Судно стояло на рейде. Экипаж находился на борту. Турецким адвокатам было выгодно, чтобы украинские моряки сохраняли судно. К тому же наши моряки сами опасались, что если они покинут судно, то останутся без зарплаты. В такой ситуации ранее уже оказывались другие украинские экипажи.

Однако запасы продуктов, топлива быстро закончились. Турецкие власти доставляли на борт судна минимум провизии.

- Люди исхудали катастрофически, - рассказывает капитан. - Продуктов было достаточно, чтобы не умереть. Мы просто выживали. Но в надежде, что получим свои деньги. Нам привозили продуктов на неделю. А мы растягивали на три. Четверть курицы делили на 6 человек. В связи с проблемой нехватки топлива и соответственно электричества, запускали дизель-генератор на 2 часа, готовили ужин и суп на следующий день. Рыба там ловится мелкая, ставридка, раз в неделю варили уху. У моряков начались проблемы с зубами, сыпь, опухоли. Но обратиться в медучреждение мы не могли. Сложности были и психологические. Мы были в замкнутом пространстве. Иногда приходилось улаживать конфликты. Где сказать, где промолчать, перенаправить тему в другое русло. Связь была только по мобильным телефонам. И то, если кто-то из родных и знакомых пополнит счет. Звонить, чтобы решать наши дела, мы не могли.

Турецким властям было выгодно держать нас на судне, чтобы у нас были связаны руки. И в это время действовать самим. Не было никаких наших визитов в адвокатскую компанию. Мы не могли подать жалоб на их действия. Нами можно было манипулировать, пока мы находились на судне. Наше обращение летом об освобождении не дало результатов. Турецкая сторона не хотела нас отпускать. Ситуация дошла до крайности.

С наступлением зимы, сильных ветров и штормов стало понятно, что мы можем потерять здоровье, и был риск вообще погибнуть на этом судне, без топлива, без двигателей. Мы не могли маневрировать, если что-то случится. Садились аккумуляторы, плоты уже были в таком состоянии, что мы не знали, откроются они или нет, радиостанция, средства связи - все приходило в упадок. В любую минуту могло произойти что угодно. Судно, которое стояло рядом с нами, сорвало с якоря. Экипажу пришлось вызывать специальный бот, чтобы протралить дно и найти цепь. И нами было принято решение оставить судно. 28 декабря 2011 года консулы, после неоднократных просьб экипажа, все-таки забрали моряков с судна и разместили в турецкой полиции - ждать разрешения на выезд.

Украинских моряков поселили в изоляторе полицейского участка. Два караульных с оружием, бетонные стены, металлические двухъярусные койки. Сначала все шесть человек помещались в одной комнате, затем дали вторую. Выходить из тюрьмы морякам не разрешали. Разве что покурить с крыльца, не дальше 2 метров от входной двери. Кормили восточными блюдами, которые после года "диеты" были не очень-то приемлемыми для истощенного организма моряка. Но самое страшное было в тюрьме - это бездействие.

- Просидев год на судне, попав в такую обстановку, мы просто были получеловеками, - размышляет капитан. - Оттуда свои права не заявишь. Смысл существования уже был неизвестен. Мы ничего не могли сделать. Сидя в застенках, мы могли только ждать. И так как дело не продвигалось, в конце декабря мы попросили возвращения на Родину. Иммиграционные власти Турции согласились нас выпустить. Но портовые нет. Им нужно было, чтобы кто-то отвечал за судно. И держать нас в таком положении для них было удобно. Я рассудил, что в праздники никто заниматься нами не будет. 3 января во время визита ITF предупредил, что начну голодовку. И на следующий день отказался от пищи.

Только путем нажима на турецкие власти: объявлением голодовки капитаном, усилиями Департамента консульской службы Министерства иностранных дела Украины и общественных организаций, когда все были подняты на ноги: родственники обратились к прессе, подключили ведомства, фонды, министерства, дело тронулось с мертвой точки.

Решающим в разрешении вопроса стала помощь благотворительного фонда "Ассоль", который еще в мае 2011 содействовал привлечению адвокатской помощи в решении дела экипажа судна "Немо". Одесситки-"арианки" поздравили моряков с наступающим Новым годом. На что моряки поблагодарили и попросили "Помогите вернуться домой".

- Было два препятствия для возвращения моряков, - рассказала президент БО "Фонд помощи морякам "Ассоль" Анна Муругова. - Несогласие турецкого портового капитана и отсутствие средств в Консульстве для отправки экипажа домой. Нами было принято решение о выделении денег на покупку билетов для моряков. 6 января они вернулись. Сейчас мы помогаем им отстоять права и получить зарплату. Надеемся, что все решится как можно скорее. В такой ситуации для моряков лучше всего как можно скорее обратиться к СМИ, в общественные организации. Главное - не молчать. И тогда будет результат. Сейчас примерно в такой же ситуации находится несколько экипажей у берегов Греции, Турции, Марокко. Им тоже нужна помощь.

По возвращении на Родину экипажу "Немо" нужно время для восстановления. Надо пройти необходимое лечение. Турецкий плен не прошел даром ни для кого. Но главное - моряки продолжают отстаивать свои права, доказывая, что украинский гражданин имеет права и с ним тоже нужно считаться.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.