Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 26 (1022)
9.07.2010
НОВОСТИ
Культура
Город и люди
Здоровье
Проблемы
История
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 26 (1022), 9.07.2010

ТЕАТР "ТИХОГО РЕАЛИЗМА"

"Потап Урлов". Социально-семейная драма в двух актах по пьесе Александра Копкова "Царь Потап". Постановка заслуженного артиста Украины Владимира Наумцева. Сценография заслуженного художника Украины Николая Вылкуна. В главной роли - народный артист Украины Андрей Гончар. Одесский Театр юного зрителя им. Н. Островского. Сезон 2009-2010 гг.

Если вы хотите увидеть, какими были спектакли в советском театре времен "оМХАТивания" (примерно с конца 1930-х до середины 1950-х), тогда сходите на новую постановку нашего ТЮЗа. Она сделана добротно, ничего не скажешь (соцреализм создавали все-таки профессионалы), и если весь спектакль разбить на составлющие, то придраться, как говорится, не к чему.

Пьеса Александра Копкова, некогда известного, а затем репрессированного и практически забытого драматурга, хотя и "отдает нафталином", но хороша уже тем, что в ней есть где развернуться актерам. И актеры, отдадим им должное, в рамках тех задач, которые ставит перед ними режиссер, играют вполне достойно. Типажи, во всяком случае, узнаваемы - на уровне наших представлений о сельской жизни времен "проклятого царизма". Главный исполнитель - просто хорош; Андрей Гончар доказал, что смена театральной обители не сказалась на его даровании и профессионализме. Его герой, Потап Урлов, типичный "справный мужик" из того племени, кого в советские времена поименуют кулаками, и станут беспощадно коллективизировать, проще говоря, сводить на нет. Но до того времени - еще два десятилетия, а пока что Потап конфликтует со своим семейством, которому не по душе отцовское самодурство, и этот конфликт в конце концов завершится смертельным выстрелом одного из сыновей в родительское сердце.

В принципе, имея пьесу с таким сюжетом, яркого и мастеровитого исполнителя главной роли, да еще такого соратника, как многоопытный и вдумчивый сценограф Н. Вылкун, постановщик В. Наумцев мог создать трагедийное панно. Но речь о такой возможности может идти, к сожалению, только в принципе. Ибо наш ТЮЗ, переживший под водительством Владимира Пахомова в легендарные 1960-е период "бури и натиска", уже давным-давно вошел в тихую заводь.


Это в Украинском театре периодически появляются яркие спектакли. Русский постепенно выходит на СНГовский уровень, с успехом участвуя в фестивалях и проводя в городе незаурядные акции. В Музкомедии начало занимать первые позиции молодое поколение, добиваясь признания уже и на международных конкурсах. Оперный сотрясают скандалы, и хоть таким образом, но театр все же не исчезает из поля общественного интереса. И даже забытый всеми Театр кукол начал шевелиться, привлекая внимание грандиозными планами реконструкции. Лишь в ТЮЗе - "тишь, гладь и Божья благодать".

Наш земляк, а ныне известный московский режиссер Михаил Левитин вспоминает, как в одном из театров, где он должен был ставить спектакль, его предупредили, чтобы не слишком фонтанировал идеями, поскольку этот театр - "тихого реализма". Увы, но подобная характеристика как нельзя лучше подходит к тому состоянию, в котором театр подошел к своему 80-летнему юбилею. Не хотелось бы обижать другого юбиляра, но Театр юного зрителя давно нуждается в реконструкции не только здания, но и самой концепции своего существования. И внешне добротный, но безнадежно устаревший по сценическому языку спектакль "Потап Урлов", доказывает это со всей очевидностью.

Александр ГАЛЯС.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.