Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 1 (997)
15.01.2010
НОВОСТИ
Культура
Выборы
Скандал
Наши гости
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 1 (997), 15.01.2010

ВСЕ ЭТО БЫЛО БЫ СМЕШНО,

КОГДА БЫ НЕ БЫЛО ТАК ГРУСТНО

Согласитесь, что печаль ощущаешь особенно остро, если она приходит неожиданно, на смену чего-то радостного, веселого. Вот так остро я ощутила печаль еще в далекие годы моей юности, прочитав повесть Ивана Нечуй-Левицкого "Кайдашева сiм'я". С каким удовольствием я смеялась, следя за перипетиями внутрисемейных сварок придирчивой свекрови с непокорной невесткой Мотрей, и забавлялась тем, как покорной тихоне Мелашке удается не только прибрать к рукам гордую свекровь и мужа, но и не давать спуска норовистой Мотре. А бои "местного значения" между Палажкой и Параской! А неугомонный глава клана Кайдашей - сам стельмах (каретник, колесник) Кайдаш - любитель жизни и чарки! Как сочно выписаны эпизоды его загулов с кумом Гнатом! И вдруг оказывается, что все эти семейные истории, дрязги, свары смешны только со стороны. А старику Кайдашу совсем не до смеха от "колотнечи" в семье, оттого что младшенький сын Лаврин откровенно ждет его смерти, чтобы стать полновластным хозяином в доме, от того, что распалась связь времен и духовная, душевная связь с детьми. Ему и жить больше не хочется. И, невзирая на приближение Святой пятницы, в которую он свято верит, Кайдаш кончает жизнь самоубийством, утопившись у гребли.

Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (прочитать). Когда речь идет об инсценировке литературного произведения, это далеко не всегда так. Но постановка "Кайдаши" на сцене Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. Василя Василько отнюдь не противоречит названной поговорке. Действительно, после забавного динамичного действия, смешных узнаваемых диалогов украинских селян и селянок - таких живых в исполнении ансамбля артистов Украинского театра, играющих спектакль на одном дыхании, - неожиданно трагический финал, как ножом срезающий смех в зале. И кажется уже не смешной, а страшной драка над поминальным столом неугомонных невесток из-за какого-то грушевого дерева.

Итак, на сцене Одесского украинского театра в постановке заслуженного деятеля Украины Константина Пивоварова - спектакль "Кайдаши" по повести Ивана Нечуй- Левицкого "Кайдашева сiм'я".

Нынешний спектакль - это двадцатая постановка К. Пивоварова на сцене театра, в который мастер пришел 23 года назад. И шестая его постановка украинской классики.

Вообще, украинская классика составляет почти половину репертуара театра: это пьесы И. Франко, М. Кулиша, М. Старицкого, М. Стельмаха, Я. Мамонтова и др. И вот ныне театр обратился к прозе Нечуй-Левицкого.

Сценическую адаптацию повести создал сам Пивоваров, и создал, надо сказать, удачно. Как уже было сказано, удачной стала и сама постановка. Семейная хроника семьи Кайдашей смотрится с неослабным вниманием, то и дело раздается сочувственный и одобрительный смех. Что касается актерских работ, то мне даже трудно выделить кого-то из исполнителей.

Очень хорош, органичен в роли главы клана Кайдашей народный артист Украины Анатолий Дриженко. Не умаляя других его работ, признаюсь, ни в одной из его ролей не произвел он на меня впечатления такой трогательной достоверности, как в роли отца взбунтовавшейся семейки.

Не уступает ему его сценическая супруга - Кайдашиха. Ее очень точно и сочно играет народная артистка Украины Ольга Равицкая. Как тонко она постепенно переходит от образа спесивой стряпухи в богатых домах к уставшей, сломавшейся от семейных неурядиц немолодой женщине. Как почти униженно она благодарит за устройство "сороковин" Мотрю, надменно, как должное, принимающую эту благодарность.

Женщины вообще играют первые скрипки в актерском ансамбле. Они и выписаны наиболее ярко. Младшие Кайдаши - Карпо (Павел Шмарев) и Лаврин (Александр Самусенко) по характеру лишь бледные тени своих благоверных. И играют оба актера вполне достойно, и смотрятся вполне достоверно, но обойти своих женушек им не дано. Просто роли женушкам- невесточкам достались, что называется, самоигральные.

И изначально жесткая по характеру Мотря (Олена Головина), и вроде бы робкая, услужливая Мелашка (Татьяна Медведева) дают на сцене такого жару, такой экспрессии, что сразу вспоминаются все классические персонажи украинской литературы типа гоголевской Солохи. Не отстают от них Палажка (засл. артистка Украины Светлана Гужва) и Параска (засл. артистка Украины Мария Пивоварова). Роли второго плана они своей игрой выдвигают на первый. А вот заслуженной артистке Украины Ирине Черкасской приходится свой обычно неукротимый темперамент укрощать - ее роль Довбышки (матери Мотри) требует достойной сдержанности.

Жанр спектакля определен как семейная хроника. Вся трагикомическая история разворачивается не за один год. Течение времени очень удачно подчеркивается вращением сценического круга, на котором установлены декорации (сценография Светланы Прокофьевой). Гаснет свет на сцене, звучит музыка композитора Виктора Уреса и начинается очередной виток жизни. Затягивают ли спектакль эти паузы между сценами? И по времени, и по ощущению - не очень, зато дают прочувствовать коловращение бытия. Скорее, та часть первого действия, что предшествует свадьбе Карпа и Мотри, могла бы быть покороче. Здесь режиссер явно оказался в плену у этнографии. С точки зрения этнографии - воспроизведения быта и обычаев украинского села тех времен - эпизоды получились красочными и интересными. С точки зрения драматургии - это затянутый пролог к основному действию.

А в целом, появление на сцене Украинского театра украинской классики радует.

Следует еще отметить, хотя премьера - событие для Украинского театра не редкое, что данная премьера особенная. Во-первых, она завершает 2009 год, а потому может рассматриваться как новогодний подарок зрителям. Во- вторых, она приходится на 85-й юбилейный сезон театра. В- третьих, новый спектакль Константин Пивоваров поставил к своему юбилею, который коллеги по цеху и общественность и отметили торжественно после окончания спектакля.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.