Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО

Номер 18 (963)
15.05.2009
НОВОСТИ
Культура
Событие
Память
Личность
16-я полоса
Криминал
Баскетбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 18 (963), 15.05.2009

ВЫДАЮЩИЙСЯ ХУДОЖНИК И ПЕДАГОГ

Исааку Израилевичу Бродскому принадлежит большая заслуга в утверждении советской художественной школы. Он был назначен директором Всероссийской академии художеств в те годы, когда художественное образование находилось в руках формалистов и всевозможных "новаторов", которые, прикрываясь революционными лозунгами, пытались опорочить русское реалистическое искусство, разрушали музей Академии и грозили разрушить Эрмитаж.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, первый художник, награжденный орденом Ленина, родился в 1884 году в селе Софиевке бывшей Таврической губернии, недалеко от города Бердянска, в семье мелкого торговца.

Первые его творческие опыты сводились к перерисовыванию и обрисовыванию чернилами узоров и виньеток в книжках и тетрадках; за этим занятием мальчик просиживал целые дни. Потом он стал рисовать лошадок, избушки, мельницы, увлекаясь настолько, что отдавал все свои сладости деревенским мальчишкам в обмен на их тетради для рисования.

Восьми лет Бродский переехал в Бердянск, где начал учиться в городской школе. Здесь его способности к рисованию получили дальнейшее развитие. Учитель рисования Н. И. Котляревский заметил одаренного мальчика и стал заниматься с ним отдельно.

Сохранились рисунки Бродского тех лет - пейзажи, портреты, по-видимому скопированные с каких-то изданий. Отдельные наброски людей и животных, сделанные с натуры, говорят о внимательном глазе юного художника, стремлении к точной фиксации увиденного и любовной прорисовке деталей. Помимо школы мальчик много рисовал дома. Интересно, что не рисование было его самым большим увлечением; любовь к музыке была более сильной, а музыкальные способности не меньшими, чем художественные.

Страстное желание учиться музыке не было поддержано родителями, хотевшими, чтобы он стал архитектором.

Вскоре отец отвез его в Одессу. Выдержав вступительные экзамены, Бродский в сентябре 1896 года был зачислен в подготовительный класс Рисовальной школы Одесского общества изящных искусств и уже в первом полугодии получил похвальный лист за рисунок. Закончив успешно три общих класса, он поступил на скульптурное отделение, где проучился всего полгода, после чего окончательно избрал своей специальностью живопись.

Одесское художественное училище было в те годы одной из лучших художественных школ в России. Оно ставило себе задачу подготовить учеников "для прохождения ими курса Высшего художественного училища при Академии художеств".

На живописном отделении Бродский занимался под руководством художника Г. А. Ладыженского - опытного педагога, умевшего без лишних слов, на собственном примере передать ученикам умение рисовать. Ему, скульптору Иорини и К. К. Костанди И. И. Бродский многим был обязан в приобретении прочных технических навыков. Работал он в Одесском училище напряженно, помногу раз переписывал свои этюды, если сам считал их неудавшимися.

По окончании Одесского училища в 1902 году Бродский был принят в Академию художеств. После краткого пребывания в подготовительном классе у Я. Ф. Ционглинского и П. Е. Мясоедова он в конце марта 1903-го перешел в мастерскую профессора-руководителя И. В. Репина, что было его всегдашней мечтой. Общение с Ильей Ефимовичем, продолжавшееся и по окончании академического курса, имело для Бродского огромное значение, так как оно прочно и навсегда укрепило в нем стремление к реалистическому направлению в искусстве.

В бытность в Академии художеств Исаак Израилевич пристрастился к пейзажу, которым много занимался, особенное внимание уделял рисунку, который считал основой всякой настоящей большой живописи. Если Одесское училище заложило в нем первые основы технического умения, то Академии он обязан окончательным укреплением своего мастерства.

Пройдя курс, Бродский получил право заграничной поездки - это высшее отличие за живописные успехи - и в начале 1909 года уехал за границу.

Объездив ряд стран - Германию, Францию, Италию Испанию, Англию, Австро-Венгрию, Турцию и Грецию он почерпнул много новых и свежих впечатлений, с одной стороны, от творчества великих мастеров старого и нового европейского искусства, а с другой - от разнообразной природы и жизни людей этих стран.

Во второй своей поездке Бродский попал на остров Капри, где познакомился и близко сошелся с А. М. Горьким. Алексей Максимович всегда пристально и дружески следил за его искусством, и можно сказать, что два великих художника- реалиста современности Репин и Горький были теми маяками, которые указывали ему настоящий творческий путь - путь реалистического искусства.

Выставляться на выставках И. И. Бродский начал еще в период учебы в академии - с 1904 года, работал в журналах, рисуя карикатуры на революционные темы: его картина "Красные похороны" была снята с выставки царской цензурой.

В дореволюционный период преобладающими темами искусства Бродского были пейзаж и портрет, с которыми он выступал на многочисленных выставках в России и за границей.

"Октябрьская революция, - писал И. И. Бродский, - открыла для меня новые широкие горизонты и предоставила возможность осуществить большие композиции. С одной стороны, портрет индивидуальный, т. е. изображающий отдельных деятелей нашей великой эпохи строительства социализма, а с другой - большие многофигурные композиции, в целом, по-моему мнению, должны отразить героическую борьбу пролетариата, создать живописный памятник этой великой пролетарской революции, как бы ее "коллективный портрет".

"Затрудняюсь перечислить здесь количество исполненных мною за годы революции портретов, среди которых одним из самых удавшихся считаю "Ленин в Смольном" (Бродский первым рисовал В. И. Ленина с натуры. - Ф. К. ).

В то же время мною написаны следующие картины на революционные темы: "Торжественное открытие II конгресса Коммунистического Интернационала", "Расстрел 26 бакинских комиссаров", "Заседание Реввоенсовета под председательством т. Ворошилова", "Ленин на Путиловском заводе", "Горький среди рабкоров", "Незаможники", "Ленин держит речь на Свердловской площади к добровольцам, отправляющимся на польский фронт" и др."...

И. И. Бродский не был опытным педагогом и, по своему собственному признанию, не имел четких методических установок, но он горячо любил молодежь и стремился передать свой опыт большого мастера. Трудолюбие Бродского было необычайно и это он прежде всего хотел привить своим ученикам: "Ученику надо сказать о том, как сам учился, как упорно постигал технику трудного живописного мастерства, как преодолевал все трудности освоения этого ремесла. Советовать нужно только то, во что сам твердо веришь, что всегда можешь горячо защищать и что сам хорошо усвоил".

Из мастерской И. И. Бродского вышли известные художники Ю. М. Непринцев, А. М. Грицай, А. И. Лактионов, А. Н. Ян- Кравченко, П. П. Белоусов, Б. Щербаков и др. Бродский- педагог требовал от своих учеников не только профессионального совершенства, но и постоянной работы над своим образованием, деятельного участия в происходящих событиях. Знавших его людей поражала разносторонность художественных и общественных интересов художника. Он много внимания уделял литературе, философии, политике, страстно любил музыку, часто бывал в театрах и в концертах. Он бывал в частях Красной Армии, на кораблях Балтийского флота, на заводах и в колхозах, помогал налаживать работу Союза художников в Мордовии, организовывал музей на своей родине в Бердянске, организовал школу юных дарований при Академии художеств.

Бродский был страстным коллекционером произведений крупнейших мастеров русского искусства конца XIX - начала XX века.

Основание коллекции положил И. Е. Репин. Он подарил Бродскому, тогда еще ученику Академии художеств, три своих рисунка, а с годами коллекция стала насчитывать более тысячи картин и рисунков. В нее вошли произведения А. Н. Бенуа, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиева, И. И. Левитана, Ф. А. Малявина, Л. О. Пастернака, Д. В. Поленова, И. Е. Репина, В. А. Серова, А. С. Степанова, В. И. Сурикова и многих других художников.

В 1930 году в Бердянске Бродский организует музей (Бердянский областной художественный музей имени И. И. Бродского) и передает ему 258 картин из своей коллекции. Большое количество произведений было им передано Государственному музею революции СССР, Одесской государственной картинной галерее и другим музеям страны. После смерти художника, выполняя его желание, семья Бродских передала в дар государству около 700 произведений искусства.

4 октября 1939 года советское правительство вынесло решение о создании музея-квартиры И. И. Бродского в Ленинграде как филиала научно-исследовательского музея Академии художеств СССР. Он был открыт в ноябре 1949 года к десятилетию со дня смерти художника. В Ленинграде (Петербурге) есть и улица Бродского, там же где музей, у площади Искусств...

Для одесситов представляет интерес глава "В Одесском художественном училище" из книги И. И. Бродского "Мой творческий путь". Глава была напечатана в газете "Большевистское знамя" в 1938 году.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.