Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 47 (943)
12.12.2008
НОВОСТИ
Культура
Тема номера
Проблема
История
16-я полоса
Криминал
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 47 (943), 12.12.2008

ЦЕНТР ДЕТСКОГО СЧАСТЬЯ

Знакомство с театром у ребенка чаще всего начинается с похода "в гости к куклам". Вспомните себя в раннем детстве, уважаемые взрослые, каким праздником было посещение Театра кукол, с каким восторгом внимали вы кукольным персонажам, говорящим почему-то человеческими голосами! Как горели глаза, когда вы следили за приключениями сказочных героев, сколько было впечатлений!

Но хорошо было нам, нынешним родителям, ведь мы ходили в Кукольный театр, когда он находился в красивом здании на Пастера угол Советской Армии. Сама архитектура как бы вводила в сказку. Нашим детям, увы, даже в этом плане не повезло. При всем уважении к верующим, отбирать у детей сказку было жестоким актом. Не по-божески, уж точно! Впрочем, и местные власти повели себя не лучшим образом, выделив Кукольному театру помещение "на задворках" украинской муздрамы (вдобавок ко всему, наглядно продемонстрировав, как они на самом деле, а не на словах, относятся к украинскому искусству, но это - уже другой разговор). Так что убогость интерьера уже при входе в театр, если не "сражала наповал", то, как минимум, уменьшала детскую радость от предвкушения "встречи с чудом", каким, по идее, должен быть поход в театр кукол...

Сейчас, к счастью, ситуация вроде бы стала меняться к лучшему. Во всяком случае, обновился вход, ударным темпами проводится ремонт в фойе и т. п. А вообще же новый директор театра Иосиф Меркович намерен превратить его в детский центр с самыми разнообразными удовольствиями в придачу к спектаклю. Не теряя времени на пустые разговоры, он уже начал осуществлять свою идею. В чем ему помогают и госструктуры, и люди, которых директор не хочет называть ни спонсорами, ни даже меценатами. К числу помощников следует в первую очередь отнести начальника областного управления культуры Н. Бабич, руководителя регионального отделения Госкомимущества Ю. Загоруйко, а также В. Прокопенко, А. Невзорова, В. Левицкого, Б. Бухмана, С. Ревзину, Е. Михайлюк... Хочется верить, что совместными усилиями наш Театр кукол действительно станет настоящим центром притяжения детей города и региона.

Это тем более важно, что если мы действительно озабочены будущим своих детей, которое естественным образом является будущим страны, то наша первейшая задача - воспитать их так, чтобы юные души были под стать той задаче, которая неминуемо встанет перед ними: превратить Украину в истинно современное, европейское государство.

В связи с этим вспоминается роман Герберта Уэллса "Пища богов". В этом сочинении знаменитого фантаста ученые некоей страны изобрели вещество, которое поразительным образом стимулирует рост всякого живого организма. Если этим веществом кормить человека, он превратится в великана. Но пока что "пищей богов" (так названо вещество) решено кормить трех мальчиков, из которых вырастут первые люди-великаны. И взрослые, проводящие этот эксперимент, думают над тем, чтобы не только "живая", но и интеллектуальная пища мальчиков была подлинной "пищей богов". Задача тем более сложная, что почти все придется создавать заново... "Нужно развивать воображение ребенка, в конце концов, это и есть цель всякого воспитания... Ребенку надо и помечтать, побывать в мире сказок, порадоваться всяким забавам и чудесам - на то и детство...".

Можно, конечно, ссылаться на всякого рода объективные трудности, нехватку средств и т. п. Однако истории известен пример, как практически на пустом месте, посреди дикой разрухи, фактически усилиями одного человека было рождено явление, имеющее прямое отношение к нашей теме. Речь идет о советском детском театре и его создателе Наталье Ильиничне Сац. Будучи еще, по сути дела, девчонкой, она загорелась идеей сформировать театр для детей как явление, которое бы отвечало всем требованиям подлинного искусства. Стоит вспомнить, когда началась эта феноменальная по замыслу и результативности работа - в 1919 году!

При всей разнице в замыслах и реалиях нынешним реформаторам Одесского театра кукол, как в свое время легендарной "тете Наташе", понадобятся, помимо грандиозной смелости замысла, еще и фантастическое упорство, и ум, и талант в его осуществлении. Предвижу реплику: дай Бог сегодня, во время кризиса, хотя бы накормить детей, как следует, а театр как-нибудь перебьется, подождет. Театр, может, и подождет, но вот станут ли ждать дети?! И право же, те, кому предстоит через каких-то два - два с половиной десятилетия (мизерный срок, если подумать!) обустраивать державу XXI века, заслуживают того, чтобы с первых шагов своей осознанной жизни вкушать в искусстве "пищу богов". А что работа в этом направлении предстоит большая и трудная, так вряд ли в 1919 году жизнь была более простой...

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.