Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. О. Жмура

Номер 29 (672)
01.08.2003
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 29 (672), 01.08.2003

ПЕРВАЯ РУССКАЯ КРУГОСВЕТКА

7 августа исполняется 200 лет со дня начала первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского.

В июле 1799 года на Тихом океане была создана Российско-Американская компания. Одними из многочисленных задач, которые возлагались на нее, были открытие и освоение новых земель. Ей предлагалось "занимать открываемые ею земли в российское владение... если оные никакими другими народами не были заняты и не вступили в их зависимость". Для того, чтобы успешно справиться с данным указанием, компании необходимы были современные корабли, хорошо оборудованные и вооруженные. Помимо этого тихоокеанцы постоянно нуждались в пополнении товаров, которые можно было доставить только из центральных районов. Самым удобным средством для этого оказались корабли, которые и подняли якоря в Кронштадте в августе 1803-го...

Целый год ушел на снаряжение экспедиции. Были подготовлены два корабля полувоенного, полуторгового типа в 450 и 375 тонн водоизмещением. Большему кораблю возглавлявший экспедицию капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн дал имя "Надежда", им он командовал лично. На этом же корабле пошел в кругосветное плавание и 24-летний мичман Фаддей Беллинсгаузен, в дальнейшем – первооткрыватель Антарктиды. Вторым кораблем – "Невой" – командовал товарищ Крузенштерна по Морскому кадетскому корпусу капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский.

На обоих кораблях имелся полный набор астрономических и физических инструментов, качеству которых Иван Федорович уделял особое внимание. Впоследствии эти инструменты дали возможность проверить и уточнить географические карты, составленные его предшественниками.

26 июля (7 августа) 1803 года "Надежда" и "Нева" вышли из Кронштадта. Экспедиция направилась в Копенгаген. Пополнив здесь запасы, путешественники продолжали плавание к Канарским островам. Русские моряки стали на рейде в Санта-Крус и 27 октября отправились к берегам Бразилии, прошли вдоль островов Зеленого Мыса, и 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые развевался в Южном полушарии. Крузенштерн приказал выдавать команде лимонный сок, фрукты, вино. Дважды в неделю топили печи для высушивания одежды. Благодаря этим мерам моряки, которые впервые оказались в низких широтах, легко переносили жаркий и влажный экваториальный климат, больных не было.

8 марта 1804 года, выдержав жестокий шторм, корабли обошли мыс Горн. Сильный западный ветер с градом, снегом и туманом разлучил "Надежду" и "Неву". После продолжительного и тяжелого пути по Тихому океану 7 мая "Надежда" достигла Маркизских островов и вошла в порт Анна-Мария на острове Нукагива. Возле Нукагивы корабли экспедиции снова соединились и отправились к Гавайским островам, откуда 7 июня "Надежда" пошла к Петропавловску-на-Камчатке, а "Нева" – к берегам Аляски.

"Надежда" 14 июля вошла в Авачинскую губу и отдала якорь в Петропавловской гавани. Впервые русский корабль совершил морской переход из Балтийского моря к берегам Камчатки. Плавание продолжалось почти год. Русские путешественники показали высокое мореходное мастерство и доказали, что способны совершать самые дальние рейсы через океан.

Разгрузив все доставленные товары, путешественники продолжили плавание. 27 августа "Надежда" двинулась вдоль Курильских островов к берегам Японии.

Переговоры с японскими властями о праве посещения русскими кораблями японских портов и совместной торговле закончились неудачей. 18 апреля 1805 года "Надежда" покинула Нагасаки. Лаперузовым проливом Крузенштерн вышел в Охотское море, определил и отметил на карте восточный берег Сахалина.

Теперь на карте Курильских островов можно видеть проливы Надежды и Крузенштерна – память о работе экспедиции в этом районе.

Вернувшись в Петропавловск, "Надежда" простояла там до 6 июня. За это время было сделано описание северо-восточной и юго-западной части Камчатки, а также исследованы быт, обычаи и условия жизни камчадалов, экономическое положение Камчатки.

9 октября экспедиция попрощалась с Петропавловском, "Надежда" отправилась в Китай. По дороге мореплаватели "закрыли" несколько островов, ошибочно показанных на старых испанских картах.

9 февраля 1806 года "Надежда" и "Нева" оставили китайские берега, на шестнадцатый день третий раз пересекли экватор в водах Зондского архипелага, 6 марта корабли вошли в Индийский океан, а 15 апреля возле берегов Южной Америки сильный туман вновь разлучил "Надежду" и "Неву".

Обогнув мыс Доброй Надежды, Крузенштерн прибыл на остров Св. Елены, где узнал о войне между Россией и Францией. Было решено идти на Кронштадт вблизи Шотландии.

3 августа "Надежда" прибыла в Копенгаген, а 19 августа 1806 года вошла в Кронштадт. На две недели раньше Юрий Лисянский привел туда "Неву".

Первое кругосветное путешествие русских моряков длилось три года 12 дней и завершилось вполне успешно.

Мореплаватели вернулись на родину совершенно здоровыми.

Кругосветное путешествие под начальством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского не только вписало яркие страницы в историю отечественного флота, но и открыло целую эпоху русских географических исследований мирового значения.

Научные результаты экспедиции ценны до сих пор: были сделаны географические открытия, определены точные координаты многих объектов, даны описания малоизвестных или совсем неизвестных до этого мест, очень интересные данные собраны по этнографии, по характеристике животного и растительного мира...

Интересно, что в Одессе проживали и проживают потомки Крузенштерна. В их числе – выпускники и преподаватели наших морских вузов. Есть и совершивший кругосветное путешествие (конечно же, за более короткий срок).

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660