Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 41 (1138)
2.11.2012
НОВОСТИ
Культура
Репортеры надежды
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
Проблемы
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 41 (1138), 2.11.2012

ДВОЙНОЕ ОТКРЫТИЕ КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА

В честь открытия нового, 165-го, филармонического сезона камерный оркестр Одесской филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр - Игорь Шаврук) отыграл два атмосферно разных, но одинаково интересных концерта.

Первый концерт стал приятным сюрпризом для одесских меломанов, ибо особое место в нем заняли произведения Яна Фрейдлина - выпускника Одесской консерватории, который сейчас занимает должность профессора в Израильской музыкальной академии. Ян Фрейдлин - обладатель многочисленных музыкальных наград, его произведения ценятся во всем мире, но в нашем городе, как и в Украине, звучат крайне редко. Концерт, о котором идёт речь, исправил это недоразумение. Игорь Шаврук устроил Я. Фрейдлину мировую премьеру сразу трёх его произведений. Возможно, изначально это было связано с давним творческим сотрудничеством двух музыкантов. Однако произведения действительно стоили того, чтобы быть исполненными и услышанными.

Concerto piccolo, или иначе Маленький концерт для струнных и чембало (клавишного инструмента эпохи барокко) - это сюита в стиле необарокко. Она состоит из пяти частей, часто встречающихся в классических концертах. Все части концерта контрастны между собой, но их объединила лаконичность и завершённость образного содержания. И, конечно же, необычный, резковатый тембр чембало вносил особую, ни с чем не сравнимую краску. Но в своём произведении композитор несколько пересмотрел звучание старинного инструмента. Музыка, с одной стороны, наследовала давно сложившиеся традиции, с другой, в гармониях и мелодике проскальзывало нечто новое, своеобразное. Благодаря такому сочетанию эта музыка создала в зале действительно сказочную, лёгкую и непринуждённую атмосферу. На её фоне такие странные вещи, как женщина, вытряхивающая в проходе свой оранжевый платок, непонятно откуда взявшийся кошачий запах и даже вибрация телефона не раздражали, а воспринимались как сами собой разумеющиеся вещи. Объективно оценить такое влияние музыки трудно. Но, стоит полагать, это говорит о том, что она была безупречна.

Симфонию № 4 Ян Фрейдлин написал под впечатлением от манеры чтения стихов русского поэта Иосифа Бродского. Отсюда и исходит название симфонии - Brodsky Recitation (Декламация Бродского). Этот номер был исполнен оркестром наиболее стройно и слаженно. Но такого же слаженного впечатления само сочинение, к сожалению, не произвело. Можно сказать, что симфония представляет собой чередование "водички" и очень удачных и интересных в плане мелодики и гармонии построений. Но будь исполнена "Декламация Бродского" в несколько другой концертной программе, возможно, впечатления оказались бы более ярким.

"Пражский калейдоскоп" - произведение для скрипки (Александр Анисимов), гитары (Людмила Кабур) и струнного оркестра. Оба солиста проявили себя как техничные, профессиональные исполнители. Но, по признанию музыкантов, звук был выстроен не совсем удачно. От этого донести всё, что хотелось, не вышло. Однако музыка всё-таки оправдала название произведения и на самом деле дала возможность слушателям прочувствовать атмосферу Праги различных эпох.

На творчестве Яна Фрейдлина премьеры в этот вечер не закончились.

"Три поэмы Стефана Малларме" Мориса Равеля прозвучали впервые на сцене Одесской филармонии. Вокальную партию исполнила лауреат международных конкурсов, солистка Театра оперы и балета Наталия Павленко. Она "выплыла" на сцену, словно лёгкое облако. Этому впечатлению послужили и светлые локоны, и белое воздушное платье певицы. А голос её, сильный и звонкий, составил удачное контрастное дополнение к внешнему облику. Также вокалистка и оркестр не мешали друг другу, а взаимодополняли. Поэтому можно сказать, что в этом номере абсолютная гармония была достигнута во всём.

Финальной, яркой точкой концерта стала музыка испанца Мануэля де Фальи к балету "Любовь-волшебница". В свое время И. Шаврук дирижировал этим балетом в нашем театре. Но на сцене филармонии это все-таки была премьера. Музыка балета сочетает в себе нежную мелодику и пикантные, пряные испанские мотивы. Композитор внёс в нее новаторскую (для своего времени) краску - человеческий голос. Вокальную партию исполнила Елена Вишневская, солистка филармонии и преподаватель кафедры сольного пения в ОНМА им. А. В. Неждановой. И снова произошло точное попадание: солистка вокально и энергетически практически идеально подошла к этому произведению. А звучание оркестра подтвердило, что в этот вечер коллектив точно был "в ударе".

Само открытие филармонического сезона камерного оркестра ознаменовалось другим, не менее ярким концертом. Программу составили творения композиторов, давно ставших образцами для многих поколений, - Михаила Глинки, Рихарда Штрауса, Макса Бруха и Эрнеста Шоссона.

Этот концерт можно было бы назвать творческим альянсом камерного оркестра и двух музыкантов - скрипача Михаила Ваймана и пианистки Дины Йоффе. Они, воспитанники Одесской музыкальной школы, ныне проживают в Германии. Но, видимо, не забывая о своих корнях, решили порадовать одесских слушателей своим искусством. Кроме того, в первой половине концерта Михаил Вайман продемонстрировал свои успехи в дирижёрском деле. Но нужно сказать, что если со скрипкой господин Вайман управляется прекрасно, то управление оркестром даётся ему далеко не блестяще. Благо, при исполнении последнего произведения, Концерта Э. Шоссона для фортепиано, скрипки и струнного квартета (в переложении для струнного оркестра) место за дирижёрским пультом занял Владимир Дикий. В этот вечер он особенно уверенно и стильно выглядел на сцене, оркестр слушался его лучше, чем когда-либо.

Но был во всём концерте недостаток, о котором невозможно не сказать, - продолжительность концертной программы. Действительно, выбранные произведения являются вершинами определённых периодов творчества своих создателей. Преподнесение этих произведений также находилось на должном уровне. Но даже самые настоящие музыкальные перлы способны утомить слушателей, если они звучат на протяжении более двух часов!

В целом, можно заключить, что первые концерты камерного оркестра, хотя были и не без изъянов, являются многообещающим началом. Впереди у коллектива много новых планов и идей. Особое место среди них занимает цикл абонемента № 12 (автор и ведущая - лектор-музыковед Людмила Сергейчук). Это будет прекрасным поводом для оркестра продемонстрировать в своём исполнении много качественной, новой и, будем надеяться, выверенной по времени музыки.

Виктория ЛУНАЧЕВСКАЯ,
студентка ОУМК им. К. Ф. Данькевича.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.