Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 32 (1425)
14.09.2018
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Обратная связь
Море
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Официально
Спорт
Мяч в игре
Культура
Литературная страница
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 32 (1425), 14.09.2018

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ВСЁ УПИРАЕТСЯ В ДЕНЬГИ

Отклик на статью "Инклюзивное образование в Украине" (см. "Порто-франко" от 31 августа с. г.).

Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при которых все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, получают знания в общей системе образования, в одних и тех же школах, которые учитывают их особые потребности и оказывают необходимую поддержку.


В странах ЕС разработка проектов обучения людей с инвалидностью началась ещё в 1970-х годах. Сейчас в каждом классе в Германии обучаются три-четыре ученика с особыми потребностями и хотя бы один ученик с серьезными нарушениями здоровья. Учебные кабинеты оснащены большим количеством звуковых и зрительных сигналов для разных ситуаций (например, часы большого размера, гонг для сообщения о перемене). Также есть специально оборудованные зоны отдыха для детей, где они могут расслабиться после урока. В таких классах предусмотрено нахождение специально обученного тьютора (педагог-психолог), который является и помощником учителя в образовательном и воспитательном процессе.


В нашей стране активно заниматься вопросом инклюзии начали только несколько лет назад. Активное участие в этом процессе принимают общественные организации, в том числе, одесские.

Одна из них - "Наш свет", которая занимается созданием Инклюзивного центра сопровождения детей с аутизмом и их семей. Это совместная идея Юлии Станимак и Елизаветы Федорченко. Задача проекта - подбор и обучение специалистов для сопровождения детей с аутизмом в школе, а также подготовка детей с аутизмом к первому классу. В этом Центре дети перед школой проходят подготовку в специальном тренировочном классе.

Елизавета Федорченко сопровождает мальчика с расстройством аутического спектра и рассказывает о процессе, который наблюдает со стороны: "Общество совершенно не готово к общению с особыми людьми, - говорит она. - Как бы общественные организации и родители не боролись за то, чтобы люди с аутизмом были ближе к обществу, пока что всё стоит на месте. Это заметно по тем вопросам, которые задают родители других детей, по реакции детей на закрытость особенного ребёнка. Дети привыкли подходить, знакомиться друг с другом, а если ребёнок не реагирует, не вступает в контакт, то с ним просто-напросто перестают общаться. Хорошо хотя бы то, что редко кто проявляет страх, опаску. Некоторые ведут себя отстраненно, не замечают особого ребёнка. Конечно, есть небольшой процент детей, которые на генетическом уровне хорошо относятся к особым детям. Например, девочка из многодетной семьи, она без препятствий подходит к ребёнку с расстройством аутического спектра, но это характерно для многодетной семьи, где все друг друга поддерживают".

К сожалению, в процессе обучения в школе проявляются родительские установки, обидные слова - это неизбежно; дети всё равно транслируют позицию родителей. Поэтому обществу нужно рассказывать о том, что поведение особого ребёнка не влияет на успеваемость остальных детей. Для этого и нужен наставник, который будет контролировать эти процессы.

Инклюзивный центр сопровождения детей с аутизмом и их семей предполагает также общение с журналистами, с другими общественными организациями, благодаря чему будет распространяться информация об аутизме в целом и как преодолевать стереотипы.

Пока действует Центр развития особого ребёнка на коммерческих началах. В дальнейшем планируется создание максимально льготных условий для родителей, тут всё зависит от спонсорской помощи.

Большая проблема - дефицит специалистов в этой сфере. Недавно на базе Центра Юлия Станимак провела тренинг для тех, кто откликнулся на предложение стать наставником. Десять желающих просто сидели на лавочке, смотрели за поведением детей. На следующий тренинг из этих десяти пришло лишь трое. Родители сами готовы обучать начинающих специалистов, поэтому Центр развития особого ребёнка предлагает такой формат: берут на работу человека без опыта, месяц готовят его за счёт Центра. И это не просто обучение новых специалистов, а взаимодействие.

А пока что организаторы проекта находятся на стадии поиска спонсоров, ведь полноценный формат тренингового центра зависит от материальной поддержки.

Елена ДЕНИСЮК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.