+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 30 (1176), 16.08.2013 "РАБОЧИЙ КЛАСС" - ПРОШЛОЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ?"Самый несчастный человек -
это тот, для кого не нашлось работы" (Томас КАРЛЕЙЛЬ - историк) В недавние еще времена принята была такая формулировка: советское общество - это союз рабочего класса, трудового крестьянства и советской интеллигенции. Изменились времена - изменилось и отношение. Интеллигенцию ныне принято ругать и обвинять во всех грехах - прошлых и настоящих. О крестьянстве вспоминают разве что в период посевной и уборочной, да и то чаще всего в связи с очередными "энергетическим" или "хлебным" кризисами. А вот о рабочем классе - вообще ни слуху, ни духу; само это понятие как бы исчезло из обихода. Кто из украинских лидеров последний раз произносил это словосочетание? Подозреваю, что незабвенный Владимир Васильевич Щербицкий... Так что же: рабочие исчезли как класс?! Роботы, что ли, теперь вместо них?! Как бы не так! Спросите руководителя любого предприятия: о чем у него болит голова? Бьюсь об заклад: в числе трех самых "больных" вопросов непременно окажется и нехватка квалифицированных рабочих. Юристов и менеджеров - пруд пруди (хотя, по чести, толковых и здесь нелегко сыскать), а вот где отыскать классного слесаря, токаря, фрезеровщика? А если и имеется в наличии "ископаемый" специалист, то держатся за него даже не двумя, а двунадесятью руками, пусть он даже трижды пенсионного возраста: замену-то где сыскать?! Причин тому, разумеется, много, но одна из важнейших, по нашему убеждению, это "непрестижность" рабочих профессий - редкостный по идиотизму феномен, который мы наблюдали еще в последние десятилетия советской власти и который затем только усугубился. Отсюда и острейшая кадровая проблема, из-за которой уже в ближайшие годы отечественное производство (какое бы оно ни было, но все-таки есть!) может столкнуться с поистине неразрешимыми трудностями. И начнем этот разговор с одной из самых важных и "больных" тем - подготовки будущих представителей рабочего класса. "Кадры дайте, дайте кадры!"
(Сергей ЧЕКМАРЕВ - поэт 1930-х гг.) Где взять кадры для производства? Эта проблема волнует не только украинских промышленников и бизнесменов. У их российских коллег ситуация немногим лучше, разве что они раньше начали думать, что следует предпринять. Несколько лет назад в Российском Союзе промышленников прошел круглый стол, на котором обсуждалась тема "социальной ответственности крупного бизнеса". В процессе обсуждения была высказана мысль, что самые полезные и надежные инвестиции - в развитие ПТУ и техникумов. "Социально ответственный бизнес должен взять на себя реформу профессионального образования" - такова была одна из формулировок принятого решения. Важность этого признания трудно переоценить. Впервые крупный бизнес - пусть пока еще больше на словах, но значим сам факт - обратил внимание на ту сферу образования, которая традиционно находилась на периферии государственного и общественного внимания, что сегодня поставило ее буквально на грань выживания. В книге И. П. Смирнова "Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы" приведены данные опроса 50 тысяч учащихся и преподавателей профтехучилищ. Из них следует, что средний доход на члена семьи у большинства учащихся ПТУ составлял от одной трети до одной пятой средней заработной платы по стране, а у 20 % учащихся - менее одной шестой. У каждого пятого родители - безработные, а без малого каждый десятый пришел учиться потому, что в ПТУ кормят и т. п. Достоверных данных по Украине, к сожалению, нет, но вряд ли они сильно отличаются от российских. Так что и украинские граждане, скорее всего, согласятся с тем, что ПТУ представляют сегодня нечто вроде "социального отстойника". Даже официальные власти на уровне министерских чиновников признают, что нынешние ПТУ занимаются главным образом поддержкой "ребят из семей, потерпевших в определенном смысле социальную катастрофу", и есть два варианта развития: "или эти дети пополнят рабочий класс, или уйдут в криминал". "Мало работать - надо еще уметь работать"
(Габриэль ЛАУБ - писатель) Но вот как раз по поводу "пополнения рядов рабочего класса" имеются большие сомнения. Но не потому, что сократилась потребность в рабочих. Напротив. Специалисты подсчитали, что необходимое соотношение инженеров, техников и рабочих составляет 1-0,4-5,2. Рабочие крайне нужны, но тем не менее значительная часть выпускников ПТУ остаются невостребованными. Дело в том, что на оборудовании, которое установлено на ведущих наших предприятиях, выпускники ПТУ чаще всего попросту не в состоянии работать. Ведь во время учебы они новые станки, что называется, в глаза не видят, а уровень преподавания таков, что, по признанию авторитетных специалистов, "сегодня мастер в ПТУ не может подготовить слесаря пятого разряда, потому что у него самого второй, максимум третий". И так будет до той поры, пока в систему среднего специального образования не придут серьезные деньги. Без крупных вложений не решить две главные проблемы: привлечение квалифицированных преподавательских кадров и создание достойной материально-технической базы. Правда, как считает профессор И. П. Смирнов, слывущий лучшим в СНГ знатоком проблем профобразования, в этой системе не хватает не столько денег, сколько умения ими распоряжаться. По его мнению, нарисовав две пирамиды - кадры требующиеся и кадры подготавливаемые, - становится очевидным, что половина бюджетных средств, израсходованных на подготовку рабочих кадров, потрачена впустую. Но тогда тем более важно, чтобы наш солидный бизнес обратил внимание на систему профтехобразования и не только материально в нее вложился, но и помог наиболее эффективно расходовать имеющиеся средства. К сожалению, отечественное бизнес- сообщество, как грустно заметил профессор А. Асмолов, "хранит девственность по отношению к образованию", особенно профессионально-техническому. Между тем в данном случае нет надобности "изобретать велосипед", поскольку во многих странах мира в системах профессионального образования действуют т. н. "чартерные структуры", которые состоят из взаимодополняющих фондов финансирования - как со стороны государства, так и со стороны той или иной корпорации. Опыт этот вполне может быть перенесен на отечественную почву. "Если ты смотришь на год вперед - выращивай рис.
Если ты смотришь вперед на столетия - выращивай людей" (китайская мудрость) И все же основная проблема - не в технических или организационных деталях, а в том, до какой степени наше бизнес- сообщество готово осознать свою социальную ответственность, способно ли оно увидеть те ниши, где можно не только восполнить недостаточное участие государства, но и предложить свои уникальные программы? Профтехобразование - одна из таких ниш, тем более привлекательных и важных, что, вкладывая средства в эту систему, бизнес занимается не благотворительностью, а инвестированием; ведь, в конечном счете, учащиеся ПТУ придут на работу в структуры этого же бизнеса людьми подготовленными и умелыми. Нельзя сказать, будто наше бизнес-сообщество не понимает этого. Но, к величайшему сожалению, у значительной части его представителей пока еще преобладает психология временщиков. А временщик никогда не будет вкладывать средства в образование, поскольку не видит в том быстрой отдачи; он скорее проспонсирует какой-нибудь очередной конкурс красоты "Мисс Тмутаракань" или, в лучшем случае, построит церковь, чтобы все об этом узнали и восхитились. А ведь в развитых странах общепризнано, что серьезным бизнесменом может считаться только тот, который помогает растить будущее поколение. - В Соединенных Штатах, - рассказывает доктор исторических наук Александр Логунов, - есть очень жесткий нравственный закон: с вами никто не будет разговаривать, если ваш капитал присутствует исключительно в экономической сфере. Если вы не вкладываете деньги в образование, науку, здравоохранение, поддержку больных, борьбу с противопехотными минами и так далее, вас ни в одно приличное экономическое и светское сообщество никто не пустит. Так что, если наше бизнес-сообщество действительно хочет выглядеть достойно - как в глазах зарубежных партнеров, так и в восприятии собственных граждан, - ему просто необходимо как можно скорее широко войти в сферу образования, быть может, в первую очередь профессионально-технического. В противном случае эта сфера по-прежнему будет финансироваться на уровне "прожиточного минимума", ни о каком притоке новых достойных кадров и речи не пойдет, а кончится дело тем, что через несколько лет в нашей стране система государственного профтехобразования попросту прекратит существование. Сценарий, конечно, апокалиптический, но стоит просто пройтись по большинству ПТУ, заглянуть в их производственные мастерские, поговорить с учащимися и мастерами, и станет ясно, что если и есть преувеличение в высказанном прогнозе, то оно - "в пределах статистической погрешности". Андрей РАЙКОВ.
|
|
|||||||||||||||||
|