Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 28 (973), 24.07.2009
"КАРМЕН". СЮИТА С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ
"Сюита - музыкальное произведение, состоящее из
следующих друг за другом самостоятельных частей,
объединенных общим художественным замыслом или
программой".
(Современный толковый словарь русского языка
Ефремовой).
ЧАСТЬ 1. СКАНДАЛ СПОСОБСТВОВАЛ...
Гони политику в дверь, а она в окно влезет. Информация
об Одесском оперном в последние месяцы больше напоминает
сводки об избирательной кампании: митинги, пикеты,
заявления, контрзаявления, письма "за" и "против", словом,
речь идет обо всем, что угодно, только не о вечном
искусстве, каковым является опера...
Нет, слова об искусстве, конечно, звучат; противники
Сергея Проскурни обвиняют его в том, что он, дескать,
намеревается разрушить сей храм искусства, превратив его в
нечто, наподобие, пардон, борделя, "уничтожить одесскую
вокальную школу", изгнав из театра лучших ее
представителей, и т. д. и т. п.
Проскурня, к его чести, от митингующих и
журналистов не прятался, постоянно проводил пресс-
конференции и давал интервью (по количеству которых в этот
период, кажется, переплюнул всех руководителей региона,
вместе взятых), где терпеливо разъяснял свою позицию.
Главный его аргумент состоял в том, что театр начал
РАБОТАТЬ в небывалом доселе темпе. Всего за 80 дней своего
правления Проскурне удалось провести уникальный "Парад
дирижеров" - открытый конкурс на замещение вакантной
должности главного дирижера театра, два вечера одесского
контртенора Юрия Миненко (тоже новация не из последних) и
подготовить новую постановку "Кармен" - фактически в
молодежном составе. Она, по большому счету, и должна была
дать ответ: оправданы ли новации директора, ибо в театре,
как утверждал великий его знаток и практик Владимир
Иванович Немирович-Данченко, нет более значимого понятия,
чем УСПЕХ.
Отсюда и небывалое внимание к оперной премьере,
ажиотаж, который не припоминают даже меломаны с
полувековым стажем.
ЧАСТЬ 2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ УСПЕШНОГО
Трудно оценивать творческую сторону, когда
спектакль пал жертвой политических интриг. Но главный итог
новой "Кармен" - постановка имела колоссальный резонанс. В
Оперный театр пришли даже те зрители, которых сюда прежде
невозможно было затащить даже на аркане. Да, мнения о
спектакле - самые разные. Мало кто принимает или не
принимает его с оговорками; поляризация мнений очевидна.
(См. "Глас народа"). Но при этом прослеживается
четкая тенденция: чем моложе зрители, тем более
восторженны их отзывы. А это уже само по себе огромное
достижение. Ибо, чтобы нынешние двадцатилетние по доброй
воле (а не "культпоходом") пришли в наш Оперный смотреть
не здание, а спектакль... Когда такое было последний раз?
(И когда будет в следующий раз?)
У успеха есть еще такое весомое доказательство (которое
очень не любят учитывать "творцы", но обожают
администраторы), как кассовые сборы. Два спектакля
принесли в кассу театра более 230 тыс. грн. При этом,
заметьте, раскрученных "звезд" в этой "Кармен" нет.
Значит, люди шли именно на спектакль. Да, имеет значение
фактор скандала, но аплодировали после последнего аккорда
тем, кто пел на сцене, а не кричал на митингах.
ЧАСТЬ 3. РОМАНСЫ И ФИНАНСЫ
Стационарный театр - это производство, о чем забывают
ревнители прекрасного и святого. В силу этого театрадолжен
выдавать продукцию. Специфическую, но "в плановом
порядке", как на предприятии. Продукция же требует затрат
и в принципе должна быть окупаемой. Тем более, в нынешних
условиях, когда стоять с протянутой рукой перед
Министерством культуры - занятие абсолютно бесполезное.
Если и дадут - то "по мизеру". Театр ведь не сильно
баловали и в советские времена (кто не верит, пусть
расспросит у старых актеров об их ставках и "халтурах"), а
сейчас - тем более. Надежда на всякие там "попечительские
советы" - иллюзия, которой так приятно тешить слух
доверчивой публики. Меценатов у нас вообще не густо, а
сейчас даже тем, немногим, и самим не до жиру.
Значит, выход у театра один: работать как можно
интенсивнее, выдавать как можно больше привлекательной для
зрителей "продукции". (Не говоря уже о том, что чем больше
у артистов работы, тем меньше у них остается времени для
интриг, манифестаций, митингов и прочей чепухи). Кроме
того, каждая премьера - это повод для того, чтобы обратить
внимание СМИ, фактически, реклама. С этой точки зрения
Проскурня, развернув "фронт работ", поступил совершенно
верно. Удайся ему еще хотя бы парочку таких "прорывов", и,
кто знает, может, наш Оперный и в самом деле стал бы
предприятием, которое способно содержать само себя. А это
значит, что мы смогли бы увидеть в своем городе настоящих
"звезд" мировой оперы, а не "осетрину третьей свежести".
ЧАСТЬ 4. ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ....
Есть такой исторический апокриф.
Когда Александр Первый после убийства своего отца,
императора Павла, взошел на трон, первыми его словами
были: "При мне все будет, как при бабушке" (имелась в виду
Екатерина Великая).
Нет сомнения, что при новоназначенном директоре
Анатолии Дуде все будет как при "бабушках" (да и при
"дедушках"). Анатолий Иванович и не скрывает этого. Он
клятвенно обещает хранить верность традициям, а театр
называет не иначе, как "храм искусства". Вот только
традиции в этом театре, к сожалению, обветшали подобно
декорациям "Кармен" 1964 года издания, которая внезапно из
рутинного спектакля "текущего репертуара" превратилась в
некий символ "классического наследия". В таком театре
экспериментам, конечно, не место.
А новая "Кармен" - спектакль "имени Сергея Проскурни" -
в одесской истории наверняка останется легендой. И не
исключено, что лет через 20-25 новое поколение журналистов
станет разыскивать участников и свидетелей этой истории и
удивляться тому, как по поводу оперного спектакля "такие
шли сражения и драмы".