+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 15 (1161), 19.04.2013 ТРУДНО БЫТЬ МЕЦЕНАТОМ(Окончание. Начало см. "ПФ" от 12 апреля с. г.) Сегодня вокруг одесского предпринимателя и мецената Александра Перуцкого, о котором мы рассказывали в предыдущем номере, сложилась совершенно дикая ситуация. А. Перуцкому приходится бороться за право... быть меценатом. Абсурд, который наверняка не будет понятен ни в одной развитой стране, но в Украине и такое возможно. К величайшему сожалению... Несчастья А. Перуцкого начались тогда, когда в стенах его Театра-галереи, что на Канатной, 71, любительский коллектив поставил спектакль "Давай займемся...", использовав в качестве основы пьесу российского драматурга Валентина Красногорова. - На тот момент, - рассказывает наш меценат, - я был связан с коллективом театра "Галатея" не более, чем человек, который помогает коллективу, предоставляя площадку для исполнения спектаклей. Это был мой первый опыт взаимодействия с театральным коллективом. До этого, как видно из моего свидетельства о предпринимательской деятельности, я никоим образом не был связан с театральной и продюсерской сферой, а занимался только пошивом одежды под маркой "Дом МОД Перуцкого". Это-то и подвело нашего героя, ибо, не будучи специалистом в данной сфере, он положился на тех, кого считал таковыми. Между тем режиссер Роман Гай, пенсионер со стажем работы в театре и кино, поставил спектакль, не спросив на то согласия автора пьесы. По всей видимости, руководитель коллектива, в котором нет ни одного профессионального актера, а в качестве артистов выступают в основном учителя и медики, решил, что в таковом согласии нет надобности, поскольку и не помышлял делать коммерческую, прокатную постановку, везти ее на гастроли и так далее. На спектакли приходили в основном родные и близкие исполнителей, некоторая часть билетов продавалась по 50 гривен - так члены коллектива рассчитывали возместить меценату хотя бы его затраты на электроэнергию (достаточно, кстати говоря, существенные). Однако в эпоху интернета сложно скрыть факт даже любительской постановки, тем более, что никто ничего скрывать и не собирался. И вот на одном из спектаклей появился адвокат (пока инкогнито) и сделал видеосъемку зрелища. - Он отснял все это из пакета, стоявшего в ногах! - Александр Перуцкий не скрывает своего возмущения. - И отснял под таким углом, как выгодно было ему. Знаете, как говорят в Одессе: "Красота зависит от того, как свет поставишь...". Способ и вид этих съемок мне кажутся достаточно циничными по отношению к театральному искусству вообще, а по отношению к людям, играющим на сцене, в частности. Эта съемка стала затем одним из доказательств нарушения авторских прав гражданина России Файнберга Валентина Самуиловича (он же драматург Валентин Красногоров). Ибо, как читатели уже, наверное, поняли, дело дошло до суда. Драматург расставил точки и акценты таким образом, что небольшой, любительский театральный кружок, а также человек, который предоставил этому кружку место у себя дома (Дом Перуцкого), являются нарушителями самого святого - Закона. И потребовал в качестве возмещения сумму, исчисляющуюся десятками тысяч (!) гривен. Для сравнения, подчеркивает адвокат В. Файнберга, от Театра Романа Виктюка автор получил единоразовое вознаграждение в размере около 10 тысяч долларов, плюс определенный процент от продажи билетов, сумма же иска, предъявленного к одесситам, позволяет только возместить затраты на адвокатскую помощь и услуги российского нотариата (украинский таких не оказывает) по заверению скриншотов с социальных сайтов, где размещались афиши постановки. Однако можно ли сравнивать возможности получения дохода от показа спектаклей великого мастера театрального эпатажа, чье имя привлекает зрителей вне зависимости от достоинств драматургического первоисточника, со скромнейшим любительским коллективом?! Для сравнения: Р. Виктюк в Одессе показывает спектакли в тысячном зале Театра музкомедии, а зальчик, где играют наши аматоры, едва вмещает 80 человек. Еще была претензия, что одесситы самовольно сократили название пьесы В. Красногорова, которая в оригинале именуется "Давайте займемся сексом". Однако, помнится, во Львове (между прочим, на родине Р. Виктюка) запретили показывать этот спектакль не в последнюю очередь из-за слова "секс" на афише... И мало того, что суд принял решение, согласно которому гражданин Украины Перуцкий А. В. должен выплатить гражданину России Файнбергу В. С. 66 тысяч (!) гривен, так еще и сочли нужным организовать милицейское преследование аматоров, подав соответствующее заявление в Приморский райотдел милиции города Одессы... Впрочем, хватит о печальном. Есть в этой противной истории и нечто хорошее. А именно то, что лишний раз подтвердилась старая истина: "Друзья познаются в беде". Вот и нашего мецената не оставили одного те, кому он помогал и помогает. Известный поэт Игорь Потоцкий, узнав о случившемся, просто пришел и принес в фонд спасения театра тысячу гривен, хотя сам - совсем не богатый человек. Актёры- любители также приняли единогласное решение всеми силами поддержать своего благодетеля. - Я хочу от всей души поблагодарить всех, кто проявил неравнодушие и предложил личную помощь нашему юному театральному движению, - говорит А. Перуцкий. Да, трудно в наше время быть меценатом, но наш герой не собирается отказываться от поддержки творческих устремлений своих земляков. Театралы, создавшие ему такие проблемы, не только не изгнаны, но и, напротив, продолжают репетировать и играть спектакли в его помещении. Консул Грузии Теймураз Нишнианидзе с января учредил ежемесячную стипендию для самого юного артиста в размере 500 гривен из личных средств. Генконсул Румынии Эмил Рабчо - тоже большой друг и нередкий гость "Дома Перуцкого", как порой обобщенно называют это вместилище муз и пристанище комедиантов на Канатной. Сюда приходят люди с новыми идеями и получают поддержку. Совсем недавно в стенах Театра-галереи Перуцкого начал свою работу фан-клуб группы "Модерн Токинг"... Жизнь в помещении на Канатной, 71, кипит, и это - лучшая награда для человека, который даже в кризисные времена остается верным зову своего доброго сердца. Александр ГАЛЯС, Мария ГУДЫМА.
|
|
|||||||||||||||||
|