Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 07 (1301)
26.02.2016
НОВОСТИ
Дела и люди
Правопорядок
Проблемы и решения
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Среда обитания
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 07 (1301), 26.02.2016

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ОСВАИВАЮТ
РЫНОК ЕВРОСОЮЗА

Зона свободной торговли с ЕС, начавшая действовать в Украине с 1 января нынешнего года, открыла немало возможностей для наших предпринимателей. Благодаря поддержке международных организаций свой бизнес смогли открыть вынужденные переселенцы, живущие нынче в Одессе.


Наталья Григорьева родом из Донецка. Почти 20 лет проработала она руководителем частной торговой компании. Сотрудничая с европейскими предприятиями, Наталья часто бывала в странах Евросоюза. Естественно, интересовалась местными условиями ведения бизнеса, примечала, что пользуется успехом у европейцев, строила планы по использованию их опыта и наработок у себя на родине. А еще, как и многие женщины, Наталья увлекалась кулинарией. И вот в одном европейском отеле попробовала блюдо под названием гранола. Это смесь овсяных хлопьев, орехов и сухофруктов, запеченных с сиропом или медом в духовке до хрустящего состояния. Гранола очень популярна на Западе. Ведь помимо стандартного использования в качестве еды, гранолу традиционно берут в походы, поскольку она мало весит, высококалорийна и хорошо сохраняется. Наталье и ее домашним так понравилось это блюдо, что она, вернувшись домой, начала готовить его для детей.

Это умение пригодилось ей, когда мирную жизнь семьи прервали военные действия на Донбассе. Пришлось срочно уехать из родного города, оставив дом и потеряв бизнес. Семья переехала в Одессу. Долгое время Наталья не могла найти работу. Но однажды увидела объявление о бизнес-курсах для внутренне перемещенных лиц, которые организует МОМ (международная организация, оказывающая помощь мигрантам; детальнее о ее работе мы рассказали в статье ""Удочка" для переселенцев" в номере от 16 октября 2015 года). И решила, что это "перст судьбы" - превратить домашнее увлечение в профессию.

Наталья Григорьева успешно прошла учебную программу бизнес-курсов, а в качестве "дипломной работы" подготовила проект изготовления гранолы. Защитила его и получила грант на 55 тыс. грн для развития бизнеса. Вложив и свои средства, начала работу. Название новой торговой марки "Злачно" придумал ее сын Яша - первый дегустатор гранолы. А полезные рецепты разработал знакомый диетолог из Института материнства и детства.

Сначала Наталья готовила гранолу дома, потом арендовала кухню в кафе, наняла помощниц, тоже, кстати говоря, переселенок. Отметим, что это хороший пример взаимопомощи людей, оказавшихся не по своей вине в такой сложной житейской ситуации.

Ежемесячный объем производства составлял 100 кг хлопьев. Их продавали на рынке, а также через социальные сети Facebook и "ВКонтакте", через магазины экопродуктов. Но основным способом продвижения ТМ "Злачно" были выставки.

- Мы делаем акцент на ярмарках, уличных гуляниях, - рассказывает предпринимательница, - ведь они дают хорошую обратную связь. С этих мероприятий о нашей граноле узнают туристы и потом заказывают ее через интернет.

Работая летом на многочисленных одесских фестивалях и праздниках, бизнес-леди привлекала клиентов красивыми десертами с гранолой, домашними йогуртами и ягодами. В зимнее время предлагала горячие напитки: кофе без кофеина, глинтвейн без алкоголя, ведь бизнес-то экологический. Для гранолы была разработана экоупаковка.

- Первые упаковки были по полкилограмма, - рассказывает Наталья. - Потом мы поняли, что больше всего востребованы маленькие пачки - на две-три порции. Также стали выпускать и килограммовые. Наша продукция с торговой маркой "Гранола"- экологически чистая, потому пришлась по душе одесситам и туристам. И я поняла, что нужно расширяться.

Наталья подала заявку на бизнес-курсы программы поддержки малого бизнеса и самозанятости внутренне перемещенных лиц "Новий вiдлiк - можливостi для переселенцiв". После прохождения такого курса каждый его участник представлял на оценку экспертного жюри свой бизнес-план. Проект Натальи Григорьевой был высоко оценен, и она получила финансирование для развития производства, набора новых сотрудников, продвижения торговой марки.

- Продукцию ТМ "Злачно" уже знают в Италии, Франции, США, - с гордостью рассказывает Н. Григорьева. - Мы отправляем нашим клиентам экологические сухие завтраки. Их круг растет, так что я надеюсь, что постепенно мы укрепим свои позиции на рынке ЕС, где высоко ценится именно экологически чистая продукция.


Поддержку своему проекту нашел и другой переселенец из Донецка Денис Яковенко. У себя дома он занимался выращиванием грибов, но когда обстоятельства заставили сменить место жительство, решил перейти на другой вид бизнеса. Денис представил экспертам проект изготовления топливных брикетов. Это форма подготовки различных отходов деревообработки, торфа, сельского хозяйства и т. п. для использования в качестве топлива. Отличительная особенность и существенное преимущество топливных брикетов перед другими видами топлива заключается в том, что это - экологически чистый продукт. Брикеты горят практически бездымно, их идеально использовать для обогрева жилых помещений, бань, палаток, теплиц, овощных ям и т. д. Такого рода продукция очень востребована в Европе и постепенно получает распространение и у нас. Поэтому проект Дениса Яковенко получил высокую оценку экспертов, и ему было предоставлено финансирование от МОМ. На эти средства было приобретено оборудование. А в Одесской области, утверждает Денис, есть много сырья и потребность в такого рода продукции.

Предприниматель закупает шелуху, отходы, готовит из них брикеты, которые продает через сайт. В месяц реализует 30 тонн продукции. Но готов расширить свое производство, для чего налаживает контакты с перспективными клиентами из стран ЕС.

- Мы можем поставлять в европейские страны продукцию, которая не будет уступать по качеству, - утверждает Денис.

Финансирование от международного фонда "Вiдрождення" на выращивание клубники получил фермер Александр Омелечкин. И свой бизнес он также намерен ориентировать на европейский рынок.

- Конечно, чтобы удовлетворить клиентов из Европы, нужно соответствовать высоким стандартам, - говорит Александр. - Но, если хорошо знать свое дело и иметь для него все составляющие, то вполне реально решить эту задачу.

Фонд "Вiдродження" финансировал в Одессе 14 бизнес-планов вынужденных переселенцев. Многие из получивших гранты видят перспективу в выходе на европейский рынок.

Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.

На фото: Н. Григорьева,
Д. Яковенко.

Материал подготовлен в рамках инициативы "Вместе к успеху", которая реализуется ОО "Интерньюз-Украина" при поддержке Программы Развития ООН в Украине (в рамках Проекта "Быстрое реагирование на социальные и экономические проблемы внутренне перемещенных лиц в Украине") и Правительства Японии. Проект "Быстрое реагирование на социальные и экономические проблемы внутренне перемещенных лиц в Украине" реализуется ПРООН при финансовой поддержке Правительства Японии и в партнерстве с Правительством Украины, региональной и местной властью.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.