Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 4 (1249)
6.02.2015
НОВОСТИ
События
Море
Правопорядок
Наши за пределами
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Культура
Память
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 4 (1249), 6.02.2015

ИСЧЕЗАЕТ НА ТАМОЖНЕ КОРРУПЦИЯ?

Хотя в это верится с трудом, координатор движения "НЕТ - коррупции на транспорте" Александр Захаров утверждает, что за минувший год таможня кардинально изменилась.

- Под нашим постоянным давлением она приходит к нормальным евростандартам по срокам и процедурам обработки грузов, - рассказал волонтер во время пресс-конференции. - Эффективность нашей работы подтверждает тот факт, что за год назначен уже девятый начальник таможни. Они приходят на должность, видят, что крутить дела, как раньше, не выйдет и сами начинают искать себе замену.

Сейчас активисты движения пытаются разобраться вот с таким вопросом. Часть процедур по обеспечению прохождения границы и контроля груза везде в мире оплачивает сама таможня. У нас же осмотр и взвешивание по требованию таможни оплачивают экспедиторы, и бремя оплаты переносится на конечного потребителя товаров, который доставляет перевозчик.

- Сейчас это один из основных элементов коррупции - таможня назначает выдуманные ею же самой формы контроля, - говорит активист. - Например, взвешивание стоит 85 долларов. Так экспедитору проще отдать 50, чтобы не терять времени. Насколько эффективна эта процедура, - можно судить из таких цифр: в 2012 году взвесили 200 тыс. контейнеров. При этом было выявлено всего 7 нарушений и заведено одно уголовное дело. Официально за весы перевозчики заплатили 20 млн грн и столько же - неофициально.

Еще один коррупционный момент в Одесском порту - за проезд в порт берут 26 долларов. Деньги все уходят частной компании, по территории которой проезжают автомобили. Другого автомобильного пути в порт нет. А ведь можно перевозить грузы по железной дороге.

Но главное, полагает А. Захаров, это то, что реальным стал диалог с начальниками Одесской таможни и даже на всеукраинском уровне. Есть серьезные сдвиги. Еще в апреле прошлого года обработка одного контейнера занимала у таможни почти сутки, сейчас - 1,5-2 часа. Это уже ближе к 40-50 мин., как в среднем во всем мире. Но для сравнения: в грузинском порту Поти оформление одного контейнера занимает 3-4 минуты.

Недавно Александра Захарова пригласили на работу советником в Мининфраструктуры. Он говорит, что в министерстве сейчас новая команда, которая на самом деле хочет изменений в этой отрасли. Общественник уже встречался с министром и его заместителями. Встреча показала, что есть реальное желание реформировать отрасль, но трудно сказать, чем это все закончится. Захарову было тяжело также представить те масштабы бюрократии, которые существуют в правительстве. А вот как ее менять, представить сложно.

Недавно в Мининфраструктуры хотели ввести лицензирование частных автоперевозчиков, хотя любое лицензирование открывает пути для коррупции. Благодаря общественному советнику бюрократов удалось убедить в том, что надо создать регламент с требованиями к водителям и автомобилям и довести его до ГАИ, которая и займется контролем соблюдения. Такое решение оказалось проще и эффективнее, чем ввод лицензирования.

Чтобы работать честно, таможенники нуждаются в более высокой зарплате. Начальник таможни зарабатывает 5-7 тыс. грн, у него 1,5 тыс. подчиненных с нищенской зарплатой в 2000 грн. Ясно, что они будут заглядывать в чужой карман. В министерстве зарплата составляет от 6000 грн и меньше. Доплачивать чиновникам готовы иностранные фонды, но пока законодательство это запрещает. Этот вопрос надо решать, чтобы государство заработало по-настоящему.

Еще одна актуальная проблема - непонятная передача в концессию порта Южный. В прошлом году это предприятие заплатило 500 млн грн налогов. Теперь же его хотят передать в концессию по непонятным принципам, которые придумывает Ассоциация портов Украины.

А вот мнение активиста по поводу Одесского порта: он считает, что порт должен стать гигантским туристическим центром. Во всем мире торговые порты выносят за пределы городов. Эта идея уже вызвала немало резких отповедей.

Константин РИТИКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.