+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 03 (899), 01.02.2008 ВАЖНЕЕ ДЕЙСТВОВАТЬ, ЧЕМ ГОВОРИТЬЛик войны - это лик смерти и он страшен. Немецкий культурный центр на днях открыл выставку графики Отто Дикса, работы которого представляются в Одессе впервые. В экспозицию выставки вошли офорты, созданные в послевоенный период, а также скандально известный цикл "Война". Сразу скажем, что работы художника в хорошем смысле этого слова фотографичны, то есть беспощадно отражают ужасную военную действительность (хотя порой и не без гротескных преувеличений). Знаменитая картина "Апофеоз войны" российского живописца Василия Верещагина, написанная в 1871 году и вошедшая во все хрестоматии по истории искусств, на этом фоне выглядит декорацией к спектаклю. До Отто Дикса никто настолько не приближал к зрителю истлевшие в окопах черепа, изуродованные лица солдат, погибших в результате газовой атаки, ужасающие картинки окопного быта и ошеломляющие своей бессмысленностью виды разбомбленных домов с трупами мирных жителей... Особая тема - картины насилия над благочестивыми монахинями, солдатского досуга в домах терпимости, портреты лишившихся рассудка в результате страшных военных реалий. И даже сегодняшнему зрителю, знающему об ужасах Второй мировой, есть от чего содрогнуться. "Есть вещи, не требующие комментариев. Для меня всегда было важнее действовать, чем говорить. Я воспринимаю действительность визуально и не являюсь философом. Поэтому у меня всегда имеется собственная позиция, в картинах я показываю то, что существует на самом деле и должно быть сказано ради правды", - признался однажды Отто Дикс, и лучше не скажешь. Офорты разместились в трех залах Музея западного и восточного искусства. Выставка предоставлена Институтом связей с зарубежными странами (Штутгарт). В Одессе осуществляется при поддержке Благотворительного фонда "Баварский Дом Одесса", Немецкого Посольства в Украине, Гёте-института (Киев). На открытии выставки искусствовед Владимир Островский прочел первым посетителям интересную лекцию, опираясь на множество источников, в том числе свидетельства биографа художника Отто Концельмана. По мнению лектора, европейцы, считавшие себя до Первой мировой войны спокойными и добродушными людьми, не предполагали, что откроют в себе так много нового, ужасного... Экспозиция включает в себя 86 работ художника и состоит из двух разделов. Одна её часть - ряд офортов, созданных в период между 1920-м и 1924 годами. Двадцатые годы были продуктивнейшим периодом для Дикса, фронтовика, избежавшего смерти в окопах и с новой жаждой жизни принявшегося отражать в искусстве явления противоречивой жизни. Сомнительный блеск и несомненная убогость, наблюдаемые в жизни, воспроизводились в офортах "Игроки в бильярд", "Пожилая дама в кафе", "В мясной лавке", серии "Цирк". В цикле "Война" Дикс не акцентировал внимание на мундирах персонажей своих гравюр; он разоблачал враждебную человеку сущность войны, а не служил конкретным политическим силам. Неудивительно, что нацистский режим заклеймил его произведение термином "выродившееся искусство". Что особенно приятно, в Одессу привезены отнюдь не копии (как можно было бы ожидать), а самые настоящие оригиналы работ Отто Дикса. Хочется надеяться, что экспозиции мастеров мирового уровня вновь станут приметой обыденной жизни нашего Музея западного и восточного искусства, как это было раньше. Организаторам выставки следует выразить особую благодарность, опять-таки в надежде на дальнейшие визиты лучших образцов мирового искусства, до сих пор знакомых лишь по репродукциям в альбомах. Виолетта СКЛЯР. На Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО: офорты Отто Дикса.
|
|
|||||||||||||||
|