Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 04 (1571)
17.02.2022
Проекты и успехи
Проблемы и решения
Вокруг Света
Культура
Актуально
Память
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 04 (1571), 17.02.2022

ЖИЗНЬ В ПЕРИОД КОНФЕРАНСА

Тридцать лет назад, холодным февральским днем 1992 года, в фойе Одесской филармонии прощались с Аркадием Астаховым — артистом, который несколько десятилетий олицетворял одесскую эстраду. Он не имел официальных званий, но я не раз был свидетелем, как многие знаменитые гастролеры, завидев его, радостно бросались навстречу. Кумиры забываются быстро — с уходом своего поколения, так что сегодня не грех напомнить об этом замечательном мастере, пусть даже и выдался такой грустный повод.


Даты жизни конферансье Аркадия Астахова удивительным образом совпали с историческим периодом существования его артистического жанра. Астахов появился на свет в ноябре 1908-го; а именно в том году в Российской империи конферанс возник как отдельный жанр. Умер же он, когда конферансье (в классическом понимании — артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними) оставались буквально единицы. (Не считать же таковыми нынешних "объявлял", даже шутки читающих по бумажке...)

Будущий мастер эстрады родился 4 ноября 1908 года в селе Ефингарь Херсонской губернии (ныне Плющевка — село в Баштанском районе Николаевской области). Место это примечательное: Ефингарь — едва ли не первая еврейская земледельческая колония на юге Украины. До сих пор в Плющевке сохранилось здание школы, в которой учился маленький Абрам Цалевич Шмулевич.

В 1980-х я довольно часто общался с Астаховым, он с удовольствием вспоминал свое артистическое прошлое, но почему-то ни разу не касался детских лет. Наверняка "веселого" было мало, если учесть, что пришлось его детство на годы Гражданской войны с ее голодом, холодом и еврейскими погромами. Да и после войны ситуация не улучшилась: продразверстка и неурожай 1921–22 гг. окончательно разрушили колонию и ее хозяйство. Многие семьи уехали в большие города или вообще покинули страну. Семья Шмулевичей перебралась в Николаев, где Абрам в 1922–25 гг. учился в трудовой школе № 7, а с 1925-го по 1927 гг. — в "профшколе общеобразовательного характера".

Артистические задатки у него проявились рано: в 7-й школе он создал драмкружок и сам же им руководил. Но если и мечтал о творческой карьере, то в трудные времена 1920-х профессию приходилось выбирать понадежнее, основательнее. В 1929 году Абрам окончил "одномесячные курсы трактористов-рулевых в Крымской Автономной Советской Социалистической Республике", успешно сдал испытания по управлению трактором, уходу за трактором и уходу за прицепными орудиями. После чего несколько месяцев трудился по полученной специальности на станции Сарабуз (ныне Гвардейское Симферопольского района).

Там его настигла коллективизация и — как следствие — повторение ситуации времен "военного коммунизма". Относительно пристойное снабжение было на Донбассе, и наш герой завербовался в Лисичанск на шахту Новая (Осьмушенная), которая затем получила имя П. Л. Войкова (закрыта в 1976 году). Год трудился машинистом врубовой машины, а в конце 1930-го был призван на службу в армию. Тут и пригодилось увлечение сценой. Два года рядовой Абрам Шмулевич прослужил в Тбилисском ДВК. Вернувшись в Николаев в ноябре 1932 года, сразу поступил в новосозданный Театр Красной армии имени 10-летия Сивашских боев. Так что его творческий стаж насчитывает шесть десятилетий. Тогда же он и взял артистический псевдоним, под которым и вошел в историю эстрады, — Аркадий Савельевич Астахов.

Ведущей актрисой николаевского театра, где он начал служить, была Лидия Атманаки — блестящая исполнительница эстрадных фельетонов. Ее быстро заметили и вскоре пригласили в Одесскую Госэстраду, в Одессу переехала и основная часть труппы. Вот так в июле 1934 года Астахов стал одесситом. В программах эстрадной бригады он сперва выступал с номерами в дуэте с Б. Львовичем (мужем Л. Атманаки), а затем и самостоятельно вел концерты.

Война застала артистов на летних концертных площадках. И уже в начале июля формируется фронтовая артистическая бригада, которую отправляют по маршруту Николаев — Днепропетровск — Запорожье — Ростов "для обслуживания частей Красной Армии". В состав бригады вошли Атманаки Л. Г., Астахов А. С., Львович Б. И., Шпеер М. И., Сахаров В. А., Матковская Е. И., Шехтер О. И., Лидина-Шпеер А. Л., Шойхет-Удальцов Я. С., Глазунов М. М., Низгурецкий Л. О., Городиская М. С., Островская Л., Вайсфельд М. А., Маленская-Продан, Фрид и Нижгурецкая Б. В. Сам маршрут и то, что артисты были командированы с семьями, указывает на то, что эта поездка была, по сути, эвакуацией. Уехали вовремя. 22 июля на Одессу был совершен первый авианалет, и одна из бомб попала в здание Госэстрады, которое находилось в самом начале Гаванной. Дом был разрушен, погиб один из сотрудников.

В октябре группа добралась до Ашхабада. Создали хозрасчетную бригаду при Туркменской филармонии. Астахов вел конферанс, читал монологи и вместе с Львовичем играл миниатюры. Но вскоре артистов перебазировали в Алма-Ату, где они влились в местную филармонию имени Джамбула.

В конце 1942 года по решению ЦК Компартии Казахстана и Управления по делам искусства при Народном комиссариате КазССР была создана концертная бригада для отправки на фронт. В ней были собраны лучшие силы: народные артисты КазССР Елюбай Умирзаков и Жусипбек Елебеков, артисты филармонии Лидия Атманаки, Гайникамал Баубекова, Шарипа Турымбетова, Аркадий Астахов, Борис Львович, Юзеф Басов и Николай Ткаченко. Десять дней репетиций — и группа отправилась в Москву с концертом в честь 25-летия Октябрьской революции. После успешного выступления в столице артистов направили на Калининский фронт, где с 8 ноября 1942 года по 18 января 1943 года они выступили около 300 раз. Концерты проходили в лесу, на танках, в блиндажах, госпиталях и эшелонах, не раз приходилось выступать буквально в нескольких сотнях метров от линии фронта. 10 декабря 1942 года командование Калининского фронта издало приказ № 31: "Артисты своим искусством внесли огромную лепту в разгром немецко-фашистских захватчиков. Перед боем они поднимали дух бойцов и приумножали силу Красной армии". В приказе всей бригаде объявили благодарность.

В Казахстане артисты работали до конца апреля 1945 года. День Победы встретили уже в Одессе, сразу включившись в работу филармонии. Вскоре после окончания войны Астахов был награжден медалью "За победу над Германией". Вторую награду — медаль "За самоотверженный труд в Великой Отечественной войне" — он получил в июле 1946 года, сразу после участия в поездке по советской зоне оккупации Германии в составе большой группы украинских артистов. Самым памятным эпизодом из многочисленных выступлений в воинских частях стал концерт на приеме у маршала Г. Жукова 3 апреля 1946 года. Аркадий Савельевич вспоминал, как волновался перед началом концерта, который ему довелось вести. Жуков был тогда в ореоле славы, выступать перед Маршалом Победы считалось большой честью. Такой чести группа Лидии Атманаки и Аркадий Астахов удостаивались дважды, что говорит само за себя.

В мае 1949 года — новый поворот в биографии артиста. Коллектив Атманаки пригласили в Ленинград, где он быстро завоевал популярность. Фельетоны и интермедии сочиняли для него ведущие юмористы Союза — В. Масс и М. Червинский, В. Типот, А. Хазин, В. Поляков, одну из программ поставил Георгий Товстоногов — еще не руководитель БДТ, но уже дважды лауреат Сталинской премии. Понятно, что в первую очередь зрительский успех обеспечивали номера в исполнении Атманаки, но и Астахов играл не последнюю роль, будучи бессменным ведущим программы. Четыре года, проведенных в северной столице, сформировали его мастерство ведения концертов, которое вскоре позволит Астахову стать одним из самых известных конферансье Союза.

В апреле 1953-го Аркадий Савельевич вернулся в Одесскую филармонию. Тут он быстро стал звездой первой величины, тем более что, помимо артистического таланта, обладал еще и незаурядным дарованием организатора.

На одесской эстраде 1950–60-х гг. не было артистов всесоюзной известности. Но Астахов придумал эквивалент — звездой созданных им представлений стал сам город. И программы "Вас вызывает Одесса", "Одесские зонтики", "120 минут с одесситами" пользовались большой популярностью далеко за пределами города.

А вот где были собраны подлинные звезды, так это в легендарных одесских капустниках.

Михаил Водяной, Маргарита Демина, Евгения Дембская, Семен Крупник из Театра музкомедии; Леонид Маренников, Роза Балашова, Юрий Горобец, Лидия Полякова, Евгений Котов (Русский театр); Игорь Максимов (Украинский театр), блестящая пианистка Анна Альтман, любимица всей Одессы телеведущая Нелли Харченко — это далеко не полный список тех, кто участвовал в программах "капустного театра". Астахов был, что называется, душой этого коллектива. Сочинял сценарии вместе с Александром Шнайдером (журналист, автор сатирической рубрики, которую вел под псевдонимом Карп Полубаков) и поэтом Кириллом Ивановым; естественно, конферировал, а также занимался организацией выступлений.

Супруга Шнайдера Лидия Федоровна вспоминала, как проходила работа над новыми программами. Репетиции начинались, как правило, за месяц до Нового года. Авторы и исполнители собирались в Доме актера к 11 вечера, когда заканчивались спектакли в их театрах, и работали до 5-6 часов утра. "Импровизировали, спорили, ругались, мирились, смеялись, плакали. И все это за парочку чашечек крепкого кофе (иногда с бутербродами), заботливо приготовленного Зинаидой Григорьевной Дьяконовой. И ломились стены Дома актера в новогодние ночи. И не расходилась толпа людей во дворе: для них оставляли открытыми форточки..."

Одесские капустники везде пользовались громадным успехом. В Москве, Ленинграде на выступления наших артистов собирались все звезды. Одним же из самых преданных зрителей и почитателей был Леонид Осипович Утёсов, с которым Астахов дружил и постоянно переписывался. (Эта дружба — отдельная история, о которой лучше всех расскажет Эдуард Амчиславский.)

С другой стороны, Астахов помогал становлению новых звезд. В его "одесских" программах дебютировали будущий народный артист Украины Виктор Шпортько, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады Оксана Костюк и другие.

Хорошо известна история, которая случилась летом 1962 года, когда в Одессе гастролировал театр Аркадия Райкина. Мэтра уговорили посмотреть спектакль местного любительского театра "Парнас-2". Во время представления Астахов сидел рядом с Райкиным и пояснял тому, кто есть кто. Внимание Мастера привлек маленький забавный юноша Рома Кац. После спектакля Астахов остановил Рому и шепотом сказал: "Райкин тебя ждет завтра в одиннадцать в санатории Чкалова". Так началась профессиональная карьера Романа Карцева, за которым подтянулись Виктор Ильченко и Михаил Жванецкий. Несколько лет спустя, когда вся троица ушла от Райкина, именно Астахов стал ведущим и бригадиром (руководителем) коллектива эстрадных миниатюр Одесской филармонии при их участии.

"Эстрадным папой" был Аркадий Савельевич для другой известной тройки — Георгий Голубенко, Леонид Сущенко и Валерий Хаит, помогая начинающим авторам адаптироваться в этой непростой сфере.

Но при всем признании профессионалов самого высокого уровня все попытки руководства областной филармонии и местного отделения Украинского театрального общества добиться присвоения А. Астахову звания "Заслуженный артист" (а таковые начались еще в 1964 году) остались безрезультатными. Не помогло даже то, что в представлении на это звание акцент сознательно делался на общественную деятельность артиста: "В течение ряда лет артист А. Астахов принимает активное участие в общественной жизни театральной Одессы. Состоя членом Совета Дома актера, тов. Астахов неизменно и безотказно выполняет все поручения Совета. Активную и бескорыстную помощь оказывает он Правлению УТО в организации совещаний, конференций, участвуя в работе Университета культуры и Дома эстетического воспитания".

Единственное, что удалось добиться от властей, — это получить квартиру на Черемушках, ибо много лет артист ютился в коммуналке старого дома в Красном переулке, 3, хотя и рядом с Дерибасовской, но с "удобствами во дворе".

В 1988 году старому мастеру исполнилось 80 лет. К юбилейной дате Голубенко, Сущенко и Хаит сочинили великолепный текст для моноспектакля, который старый артист сыграл в Доме актера с поистине громовым успехом. Увы, в те времена видеозапись еще не была так доступна, как нынче, и это блестящее представление так и не было зафиксировано на пленку. Но Астахова можно увидеть и услышать в некогда очень популярном документальном фильме ленинградского кинорежиссера Владислава Виноградова "Я возвращаю Ваш портрет", где он снялся вместе с такими суперзвездами, как А. Райкин, К. Шульженко, А. Миронов, А. Пугачева и многие другие. Снимался в этой картине и Зиновий Гердт, старый друг А. Астахова, который, узнав о его смерти, прислал вдове артиста Галине Георгиевне такую телеграмму: "Дорогая, потеряли вместе с тобой и всеми одесситами необыкновенного, доброго, жизнерадостного друга, замечательного человека и артиста. Уходит эпоха..."

Эпоха, в которой блистал артист Аркадий Астахов, и в самом деле осталась в прошлом. Но о ее замечательных представителях стоит вспоминать не только в дни юбилеев.

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.