Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 32 (1521)
8.10.2020
НОВОСТИ
Выборы-2020
Острая тема
История
Вокруг Света
Событие
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 32 (1521), 8.10.2020

КИНОЗАЛ — ВЕСЬ МИР

Волею драматических обстоятельств 11-му Одесскому международному кинофестивалю (ОМКФ) пришлось изменить привычный формат. Кинопоказы, творческие встречи, дискуссии, мастер-классы прошли в онлайн-формате. Однако не зря говорят, что нет худа без добра. Кинозалом фестиваля стал практически весь мир. Но, поскольку далеко не все наши читатели имели возможность увидеть на гаджетах фестивальные фильмы и события, мы традиционно знакомим с ними читателей, пользуясь помощью пресс-службы ОМКФ.


ТАК НАЧИНАЛОСЬ...

25 сентября 11-й ОМКФ открылся видео из Одессы. Ведущими церемонии традиционно стали телеведущая, актриса, журналистка Янина Соколова и телеведущий Олег Панюта. Но поскольку в этом году зрители не имеют возможности прийти в гости к ОМКФ, кинофестиваль решил прийти в гости к зрителям. Несмотря на онлайн-формат, церемония открытия дала возможность окунуться в атмосферу Одессы. Вместе с ведущими зрители побывали во многих знаковых местах города и на главных фестивальных локациях, даже не выходя из дома: Оперный театр, Приморский бульвар, памятник герцогу де Ришелье, Потемкинская лестница, Воронцовский маяк.


Ведущие церемонии открытия Янина Соколова и Олег Панюта

Рассказывая о программе 11-го ОМКФ, для участия в которой было представлено около 1000 фильмов, Янина Соколова и Олег Панюта встречали звездных гостей и команду фестиваля.


Генеральный продюсер ОМКФ
Юлия Синькевич.

"Каждый год кинофестиваль меняется и трансформируется, и 2020-й не стал исключением. Обстоятельства, не зависящие от нас, заставили искать новые пути и формы проведения ОМКФ. Поэтому в этом году фестиваль проходит в необычном, инновационном онлайн-формате. И мы воспринимаем это как новую возможность. Ведь, несмотря ни на что, кинематограф прежде всего должен быть увиденным", — отметила генеральный продюсер ОМКФ Юлия Синькевич.

Во время церемонии открытия ведущие поздравили первого лауреата почетного "Золотого Дюка" 11-го ОМКФ за вклад в киноискусство — шведского кинематографиста Роя Андерссона.

Возле Воронцовского маяка ведущие встретили президента ОМКФ Викторию Тигипко.

"Сегодня кино переживает уникальный период — оно входит в дом к каждому зрителю, чтобы, несмотря на все, быть вместе. На экране планшета, телевизора или через проектор на большой стене, в компании друзей или в одиночестве — качественное кино ОМКФ всегда найдет своего зрителя. Одесский кинофестиваль — уже не просто кинособытие на карте Европы, а платформа для интеграции прогрессивных сервисов мировой креативной индустрии", — отметила Виктория Тигипко.

Изюминкой церемонии открытия стал номер джазового коллектива из Одессы Bedroom Music. Музыканты исполнили оригинальную версию песни "Тайна", которую пел Леонид Утесов. Специально для фестиваля Андрей Показ создал джазовую аранжировку, а текст на украинский язык перевел арт-директор Leopolis Jazz Fest Алексей Коган.

САМИ О СЕБЕ

Джессика Вудворт — сопостановщик фильма "Босоногий император": "Мы не просто захотели, а почувствовали потребность снять сиквел к "Королю бельгийцев". Стало понятно, что наш путь с королем еще не завершен. Он, как персонаж, предлагал нам более глубоко поразмышлять на затронутые в фильме темы: что такое здоровое лидерство, чем является героизм в высших эшелонах власти. Кроме того, интересно было узнать, насколько сам главный герой сможет оставаться честным и как сможет применять свой огромный талант, когда ему предложат стать руководителем новой Европы".


Кадр из фильма "Босоногий император"

Эйтан Ипекер — режиссер документального фильма "Конкурс красоты": "Своим фильмом я стремился спровоцировать дискуссии без однозначных ответов для зрителя. Я исследовал тему Холокоста, которая меня смущала. Мне было интересно, насколько мои взгляды вписываются в современное израильское общество и его видение геноцида. Но такие конкурсы, как в фильме, по моему мнению, не должны проходить. По крайней мере, в моем идеалистическом мире".


Кадр из фильм "Атлантида"

Валентин Васянович, режиссер, Владимир Яценко, продюсер фильма "Атлантида": "Главная цель нашей картины — донести до максимального количества зрителей, что в Украине продолжается война с Россией. Мы хотели показать, как заканчиваются войны, ведь начинаются они по разным причинам, и заканчиваются одинаково: потери, эксгумация и разрушенная территория... Среди европейских фильмов мы не отстаем, и нам есть что сказать. Успех украинского кино — это не ситуативная история, мы действительно создаем новые смыслы, которые созвучны миру".

РОЙ АНДЕРССОН: "Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ БЫТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫМ"

Одним из самых ярких событий фестиваля стал мастер-класс выдающегося шведского режиссера Роя Андерссона.


Кинорежиссер Рой Андерссон

Для справки. Рой Андерссон создал шесть полнометражных художественных фильмов, несколько короткометражных и около трёхсот рекламных роликов. Во многих отношениях Андерссон — уникальный режиссёр: у него своя продюсерская компания с двумя съёмочными павильонами, монтажной, звукооператорской и кинотеатром, что позволяет ему продюсировать и создавать собственные фильмы. Он работает без сценария и съёмочного графика, снимает большей частью в павильоне. Удостоен множества международных наград и призов.

После окончания школы Андерссон хотел учиться в незадолго до этого открытой Киношколе в Стокгольме, однако туда принимали только тех, кто достиг 24 лет, поэтому он поступил в Университет Лунда, в котором изучал историю драматургии, театра и кино. В 1967 году он все же поступил в Киношколу. Начинал карьеру как режиссёр рекламных роликов — и уже первая его работа, реклама дезодоранта, стала обладателем Каннского Льва на фестивале рекламы. Ещё до окончания учёбы в Киношколе Андерссон снял свой первый полнометражный фильм — "Шведская история любви"; в 1969 году эта картина была номинирована на "Золотого медведя" на Берлинском международном кинофестивале.

Но после провала своего второго фильма "Гилиап" из-за финансовых проблем Андерссон снова стал снимать рекламные клипы. Это были необычные рекламные миниатюры, представлявшие собой инсценировки общественных стереотипов в долгих кадрах. Ролики были отмечены многими наградами, в том числе восемью Каннскими Золотыми Львами.

В 1977 году Рой Андерссон создал свою компанию Roy Andersson Production, а в 1984 году — Studio 24 — независимую продюсерскую компанию, которой руководит до сегодняшнего дня.

В 1987 году по заказу шведского Национального совета здравоохранения и социального обеспечения режиссер работает над короткометражным образовательным фильмом о СПИДе "Что-то случилось", однако, увидев отснятый материал, Совет отзывает заказ, после чего Андерссон завершает фильм как собственный проект. Найденный в этом фильме стиль: фрагментарность, долгие планы неподвижной камерой, абсурдизм — Андерссон развивает в короткометражке "Славен мир" (1991) и в последующих полнометражных фильмах.

В 1990-х годах режиссер начал снимать трилогию о жизненной сущности, состоящую из фильмов "Песни со второго этажа", "Ты, живущий" и "Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни". Третья картина в 2014 году была награждена главным призом Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

А вот какими мыслями поделился знаменитый режиссер во время своего мастер-класса.

"Я выпустился из киношколы и снял первый фильм "Шведская история любви", который оказался чрезвычайно успешным. Благодаря этому успеху в дальнейшем я мог позволить себе работать над тем, что хотел. Когда я начал работать в рекламе, первый успех также помогал: мне позволяли воплощать все без ограничений. Я всегда работал над рекламой с таким же серьезным подходом, как и к художественным фильмам. Для меня это равнозначные продукты, и вкладывался я в них одинаково".

"В свое время меня вдохновил Беккет, он говорил, что печаль может вызвать смех. Я и с этим полностью согласен. Эти вещи взаимосвязаны. Кому-то может показаться, что это абсурдное выражение, но мне кажется, что это очень глубокая истина. Грусть для кого-то может оказаться забавной, веселой, и необязательно быть циником, чтобы так считать. Здесь нужно иметь особое чувство юмора, чтобы уловить комизм трагических ситуаций".

"Я фанат Бунюэля. Он снимал кино о повседневной жизни, в том числе, о церкви, вере, но у него всегда был юмористический подтекст. Это соответствует и моему видению. Шутить об элементах повседневности, на табуированные темы — это интересно. Я в свое время занимался тем, за что меня могли критиковать, но ничего подобного не случилось. Возможно, потому что Швеция очень толерантная страна. Меня никто не стал стигматизировать. Поэтому я очень рад, что еще жив и успешно работаю".

"В своих фильмах я стараюсь конденсировать, очищать реальность. Я начинал работать в обычном неореалистического стиле. На меня тогда влияли Милош Форман и все его поколение в кинематографе. Именно в этом стиле я работал в течение 10–15 лет. Но как-то однажды я почувствовал, что устал и хочу заниматься чем-то другим. Вдруг мне пришла в голову идея, как выбраться из этой творческой депрессии. Меня начала вдохновлять история живописи, захотелось поработать с абстракцией, именно так я нашел более стилизованный, конденсированный инструмент выражения своих идей. Мне очень важно сохранять эту близость к живописи. Я в свое время сам хотел стать художником, но когда увидел неореалистическое кино, например, "Похитители велосипедов", то понял, что кино — это мое".

"Я всегда стараюсь быть универсальным и найти какой-то стиль, который будет апеллировать ко всем. По моему мнению, люди по всему миру очень похожи друг на друга. Это я и пытаюсь показать в своих фильмах".

"Кажется, что если ты получаешь четыре награды, то и должен быть счастливым, но нет, я не был на самом деле доволен. Я расстраиваюсь из-за успехов. Это трудно объяснить. Мне кажется, что это вопрос такого экзистенциального характера. С одной стороны, вы чувствуете себя очень хорошо, но с другой — опустошенным".

"Не так-то легко год за годом снимать полнометражное художественное кино. Особенно, когда у тебя еще есть желание сделать что-то очень важное для человечества, для бытия в целом. Поэтому, если бы у меня было желание только развлекать зрителей, я бы снимал гораздо больше фильмов. Возможно, я когда-нибудь напишу роман, потому что на меня также сильно влияет литература".

(Продолжение следует.)

Подготовил Андрей ТИШКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.