Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 33 (1473)
5.09.2019
НОВОСТИ
Наш город
Острая тема
Обратная связь
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Истории
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 33 (1473), 5.09.2019

"ЗОЛОТАЯ ФИШКА" ЗЕЛЕНСКОГО

Недавно украинский президент предложил возобновить работу казино в пятизвездочных отелях. (Напомним, что десять лет назад в Украине официально были запрещены азартные игры.) По мнению В. Зеленского, такая легализация будет "стимулировать развитие туристического кластера региона у Черного моря".

Эта идея вызвала в нашем обществе неоднозначную реакцию. За комментарием мы обратились к авторитетному специалисту - председателю Ассоциации развития туризма в Одесской области Фазилю АСКЕРОВУ.


На самом деле такая идея не нова и периодически всплывала в планах правительства и кулуарах парламента. Кабинет министров еще в мае 2016 года внес в Верховную Раду законопроект № 4663 о легализации азартных игр и системе контроля за организацией казино, букмекерской деятельностью и проведением лотерей.

Почему президент акцентировал внимание именно на легализации казино?

Потому что частично игорный бизнес (а именно лотереи и беттинг - ставки на спортивные игры) в Украине легализован. К сожалению, под видом лотереи работают различные "казино", назовем их условно термином "космолохи".

Доходы государства от монополии на лотереи за 2018 год составили всего 3 млн долларов. В 2013 году сумма поступлений была больше в 13 раз. Стал ли меньше этот рынок? Возможно, но по количеству "космолохов", расположенных в городах, создается совершенно обратное впечатление.

Куда делась разница между 3 и 40 миллионами?

Ответ очевиден. Эта разница оседает в карманах покровителей и так называемых "крыш". Нужно ли уточнять, какие органы в стране могут оказывать эти услуги? Думаю, что нет.

Как проблема решена в Европе?

Какую бы страну Европы мы ни взяли в качестве примера для подражания, мы обнаружим, что в 90 % случаев там имеется один лотерейный оператор.

Ближайшая нам по духу Польша (но точно так же поступили Норвегия, Австрия, Бельгия и другие страны) передала право на проведение гослотерей единственному оператору. Налог с оператора приносит казне Польши более 290 млн евро. Сравнение явно не в нашу пользу.

Аналитики оценивают мировые доходы от игорного бизнеса на уровне 130 миллиардов долларов в год. Какой кусок этого всемирного пирога может получить Украина?

По оценкам Алексея Евченко, управляющего партнера ArtBuild Hotel Group, одного из ведущих экспертов в Украине в сфере казино, в случае легализации казино бюджет Украины может получать дополнительно около 10 млрд грн ежегодно. А через пять лет эта сумма может быть около 30 млрд грн.

Много это или мало?

Наиболее яркий пример на постсоветском пространстве - соседняя Грузия. Для того чтобы открыть в Грузии казино, инвестору нужно заплатить только единый взнос в размере 1,7 миллиона долларов. И не приходится платить налог на прибыль. Выплаты не облагаются налогом, а при строительстве нового отеля на 100 номеров его освобождают на 10 лет от уплаты ежегодного лицензионного сбора.

Казино в Грузии приносят ежегодно 2,2 миллиарда долларов доходов (14 % ВВП страны). Налоговые поступления от игорного бизнеса ежегодно растут, и в 2018 году достигли 46,6 миллиона долларов.

Можем ли мы использовать грузинский опыт? Конечно, да, но без слепого копирования.

Грузия маленькая страна, с отличными от Украины соседями: бедная Армения, где разрешены казино; Азербайджан, где казино запрещены, но богатых азартных игроков много; исламские Турция и Иран с полным запретом казино уже многие десятилетия. У нас соседей больше...

Так что мы должны использовать из грузинского опыта?

Минимизировать бюрократию в получении лицензии. Должны быть простые, понятные условия получения лицензии. Грузины довели это до совершенства.

Стимулировать инвестиции в строительство крупных отелей. Например, было бы целесообразно номерной фонд для получения льготной лицензии зафиксировать на уровне 150 номеров.

Ограничить влияние фискальных органов на деятельность казино. Получил лицензию, заплатил - и больше никаких проверок со стороны проверяющих органов. Если этого не сделать, то игорный бизнес с иностранными инвестициями в Украине может быть похоронен очень быстро и надолго.

Гарантировать инвестиции в инфраструктуру, а в противном случае частный бизнес даже на льготных условиях не готов инвестировать.

Последовательность грузинского правительства продолжает привлекать инвестиции в Батуми.

Азербайджанская компания строит комплекс в форме пирамиды высотой 111 метров - объем инвестиций 40 млн долларов.

54-этажный небоскреб Alliance Privilege займет отель Marriott. Это будет восьмой отель Marriott в Грузии и второй - в городе Батуми. (Для справки: в Украине всего 10 отелей мировой сетки, имеющих статус 5 звезд.) Тут объем инвестиций - 80 миллионов долларов. Крупнейший в регионе многоэтажный гостиничный комплекс ORBI Group - 972 номера и объем инвестиций свыше 100 млн долларов.

В Грузии более 10 казино находятся в Батуми и еще четыре в Тбилиси. Но есть в Грузии регионы, где нулевая ставка на казино, а казино там до сих пор нет (Сигнахи, Гудаури). Это обязательно надо учесть в украинском проекте игровых зон.

Предлагаю рассмотреть опыт других стран, в том числе и негативный.

Вьетнамское правительство планирует урезать налоговые льготы для казино на территории особых экономических зон (их всего четыре). Изначально планировалось освободить операторов от налогов на первые пять лет. Следующие пять лет они должны были платить 50 % от прибыли, а последующий 21 год - 10 %. По окончании этого срока предприятиям должна была быть назначена нормальная ставка. Однако депутаты Национального собрания Вьетнама посчитали такие льготы слишком щедрыми. Сразу после заявления правительства Вьетнама наиболее крупные инвесторы приостановили свои проекты, так как инвесторов насторожили сам вектор изменений и отсутствие гарантий со стороны государства на долгосрочные отношения.

Интересен опыт Шри-Ланки, которая сделала ставку на игорный бизнес сразу после окончания в 2009 году гражданской войны, которая продолжалась 30 лет. Тогда страну покинули все мировые отельные сети. Осознав, что одним прозрачным законодательством деньги не привлечешь, власти пообещали операторам беспрецедентные налоговые льготы.

"Если мы не предложим щедрые налоговые льготы, то инвесторы просто выберут другую страну", - сказал министр по инвестициям Лакшман Япа Абейвардена.

Инвестиции были освобождены от уплаты корпоративного налога на десять лет, а позже он будет выплачиваться по льготной ставке еще 12 лет. Кроме того, инвестор освобожден от целого ряда налогов, в том числе на импорт, дивиденды, НДС и прочие.

За период 2009-2015 гг. благодаря таким льготам в страну было привлечено около 2,3 млрд долларов инвестиций в отельный и игровой бизнес.

Эксперты считают, что Шри-Ланке вполне под силу потягаться с Сингапуром, где выручка от игрового сектора - около 6 млрд долларов.

Плюсы и минусы от легализации казино во всех странах примерно одинаковые.

Плюсы:

- растут поступления в бюджет. Размер поступлений зависит от размера льгот, причем чем больше льготы, тем больше поступлений в бюджет и крупнее инвестиции;

- увеличивается количество туристов, которые приедут в страну и в конкретный регион, где будут такие отели;

- решается проблема заполняемости отелей (и не только 5-звездочных) в межсезонье;

- создаются дополнительные рабочие места с легальной высокой зарплатой.

В общем, легализация казино может стать локомотивом стремительного развития целого туристического региона.

Минусы:

- игорный бизнес проблематичен с точки зрения имиджа страны. Хотя этот тезис весьма сомнителен, так как на имидж Монако, США и ряда других стран наличие казино никак не влияет;

- уже сейчас говорят об игрозависимости (лудомании) многих украинцев. Но эта проблема есть в любой стране мира, даже если там нет казино. В Шри-Ланке планируют вводить для местных жителей плату за вход в казино в размере 50 долларов, а в Монако просто запретили местным жителям ходить в казино.

Вкратце о законе.

Закон о казино должен быть отдельным законом, который можно изменить только конституционным большинством, чтобы избежать колебаний политического курса каждого нового правительства и популизма парламента. Эта гарантия нужна крупным мировым игрокам для планирования инвестиционного портфеля на 10-25 лет. Закон должны писать юристы с привлечением профессионалов из мира казино, в том числе международных экспертов из отельного бизнеса и туризма.

Теперь разберем, какую пользу от легализации казино могут получить Одесса, Одесская область и Украина в целом.

Начнем с области.

Развитие придорожной инфраструктуры - это десятки сел вдоль дорог, а значит, новые кафе с яркой и колоритной местной кухней, основу которой составляют местные продукты, что даст толчок для производства сельхозпродукции с высокой добавочной стоимостью.

Современные винодельни и шато будут готовы принять тысячи туристов ежедневно.

Интерес к колоритной культуре региона, где переплелись румынские, болгарские, гагаузские, молдавские, украинские и даже турецкие традиции, придаст импульс развитию культурно-этнографических коллективов региона.

Целые деревни могут стать национальными музеями, а этнографические творческие коллективы будут востребованы на многочисленных концертных площадках.

Поступления в местные бюджеты от автозаправочных станций, придорожных кафе, магазинов будут весьма существенны.

Потребность в квалифицированных кадрах повысит престиж образования, и местные учебные заведения получат заказы на подготовку специалистов.

Конкретно о городах-выгодополучателях игровой зоны.

Измаил сегодня - это красивый древний город с законсервированным аэропортом и с железнодорожным вокзалом, который даже летом принимает всего несколько поездов в неделю.

Измаил при запуске игровой зоны станет одновременно административной столицей одного из четырех районов Одесской области. А современный аэропорт плюс колорит и весьма привлекательная архитектура города смогут задержать туриста если не на ночь, то вполне на целый световой день.

Измаильский аэропорт станет ближайшим к новому курорту. А это сотни рабочих мест с высокой оплатой, это спрос на квалифицированный персонал. И тысячи рабочих мест в сфере обслуживания туристов.

В Измаиле молодежи всегда было трудно найти работу, и она в поисках достойной зарплаты покидала не только город, но и страну. Теперь появится шанс для молодежи города найти себя в новых условиях.

Болград - винная столица Украины, город уже имеет яркий винный фестиваль, а новый массовый поток туристов даст мощное развитие этногастрономическому туризму.

Рени удачно расположен на границе с Евросоюзом, примет на себя первый туристический удар автолюбителей из Европы.

Килия примыкает непосредственно к границам планируемой игровой зоны. Пляжи Килийского района имеют шанс на внимание мелких операторов в масштабах проекта, но весьма состоятельных инвесторов по масштабам местного бизнеса.

Арциз и Сарата получат импульс для развития, так как это ближайшие железнодорожные станции, которые находятся всего в часе езды по хорошим дорогам до нового курортного региона.

Национальный парк "Тузловские лиманы" должен превратиться из места перманентной войны экологов и браконьеров в популярное и массовое туристическое направление. Национальный парк может принимать туристов круглый год. А создавая рабочие места для местного населения с высокой оплатой труда, можно победить браконьерство.

Дунайский биосферный заповедник с Вилково - это еще одна туристическая жемчужина. Сравнение Вилково с Венецией лестно, но Вилково имеет свою неповторимую уникальность и невероятный туристический потенциал. Конечно, новая отремонтированная дорога Одесса - Рени дала небольшой приток туристов в Вилково. Но новый курорт на 30-40 тысяч туристов, расположенный в 20 минутах езды, даст более ощутимый результат. Десятки новых ресторанов с уникальной рыбной кухней создадут новую гастрономическую столицу на юге Украины.

Что же получит Одесса от нового туристического центра?

Создание игровой зоны в Одесской области сохранит Одессе возможность остаться столицей культурного, гастрономического, круизного, медицинского и делового туризма, а не превратиться в большое казино.

Это разгрузит железнодорожный вокзал, который работает на пределе своих возможностей, от транзитных пассажиров, следующих на курорты.

Не будет сотен "космолохов", где отцы семейства спускают в автоматы свою невысокую зарплату и не только зарплату, а еще и кредиты, взятые в ближайшем ломбарде. Это приведет к снижению преступности, ибо вместо подпольных казино в помещениях "космолохов" откроются кафе и рестораны.

Судя по опыту Тбилиси, три-четыре современных казино в пятизвездочных отелях Одессы вполне достаточно для того, чтобы утолить жажду туристов в острых ощущениях.

Какую выгоду получит Украина?

Превращение дотационного региона в регион, генерирующий прибыль за счет привлеченных международных инвестиций в размере 2-3 млрд долларов.

Более 10 тыс. новых рабочих мест во всех сферах экономики: от сельского хозяйства до IT-компаний. Спрос на квалифицированные кадры; соответственно, рост средней зарплаты в регионе.

Большая часть денег богатых украинских любителей казино (по оценкам экспертов, украинцы тратят на казино за границей не менее 300 млн долларов) будет оставаться в Украине.

Исчезнут все разговоры о сепаратизме украинской Бессарабии. Этот регион будет настолько интегрирован не только в экономику Украины, но и в экономику Европы многочисленными торгово-экономическими связями, что даже сумасшедшие маргиналы не смогут говорить о сепаратизме.

Итак, выгоды очевидны.

Но что же нужно для успеха этого амбициозного проекта?

Нужен драйвер.

Таким драйвером является Владимир Зеленский - первый президент в истории Украины, который определил туризм как приоритетное направление в развитии экономики Украины.

Сыграет ли золотая ставка Зе, покажет время. Или "1+1".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660