Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 12 (1405)
13.04.2018
НОВОСТИ
Проблема
Личность
Острая тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 12 (1405), 13.04.2018

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В этом году можно отметить сразу два "трамвайных" юбилея. 190 лет назад в американском городе Балтимор появилась конка - первый трамвай, который везли лошади.

А 110 лет назад одесская городская Дума утвердила проект электрического трамвая, и тогда же началось его строительство.

* * *

Первый электрический трамвай появился в Одессе 24 сентября 1910 года. Вот как описывал это событие Юрий Олеша:

"Трамвай показался на Строгоновском мосте, желтокрасный, со стеклянным тамбуром впереди. Под наши крики он прошел мимо нас с тамбуром, наполненным людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собою водой. Там же градоначальник Толмачев в очках и с рыжеватыми усами. За управлением стоял господин в котелке, и все произносили его имя: - Легоде. Это был директор бельгийской компании".

* * *

Водителей трамваев в Одессе называли ватманами. Аналогичное название (Wattman, от watt - единица мощности и man - человек) бытовало и в Бельгии. Скорее всего, именно от бельгийцев, которые строили в нашем городе трамвай, и было заимствовано это слово.

По другой версии, слово "ватман" произошло от английского Watchman (часовой, сторож): вожатый трамвая действительно должен быть внимательным, подобно часовому либо сторожу, да и работал он в прошлом стоя, без сиденья. Сиденье для водителя появилось только в 1920-е годы и выдавалось перед началом смены, вместе с рукояткой контроллера и ломиком.

* * *

В 1939 году институтом "Гипроград" был разработан генеральный проект реконструкции Одессы, в котором предлагалось открыть в городе троллейбусное движение. Строительство первого троллейбусного маршрута от железнодорожного вокзала до площади Толстого началось в 1940 году и к середине 1941 года завершено. Но открытию его помешала начавшаяся война.

Сразу после ее окончания начались работы по возрождению троллейбусного маршрута № 1. Из Румынии были возвращены оборудование, троллейбусные машины, материалы и техника. 7 ноября 1945 года состоялось торжественное открытие первого троллейбусного маршрута в Одессе, который прошел от железнодорожного вокзала до площади им. Л. Толстого. Этот день принято считать началом летосчисления троллейбусного движения в городе.

* * *

Протяженность маршрутов городского электротранспорта в Одессе составляет около 350 км, из них 150 км - троллейбусные и почти 200 км - трамвайные. Маршрутная система устроена так, что город разделен на три зоны. Маршруты центральной части (обслуживают центр, Молдаванку и Слободку), северной части (Пересыпь, Лузановку, Кулиндорово, пос. Котовского) и южной части (Ближние Мельницы, Черемушки, Средний и Большой Фонтан, пос. Южный и Черноморка) вплоть до Ильичевской переправы.

* * *

Так менялась стоимость проезда в одесском горэлектротранспорте.

1994-1998 гг. - бесплатно.

С 1 февраля 1999 г. - 30 копеек.

С 1 июня 2000 г. - 50 копеек.

С 1 декабря 2008 г. - одна гривна.

С 1 июля 2011 г. - 1 гривна 25 копеек.

С 1 ноября 2011 г. - 1 гривна 50 копеек.

С 1 июня 2015 г. - две гривны.

С 1 октября 2016 г. три гривны.

* * *

С недавнего времени водители подвижного состава КП "Одесгорэлектротранс" выходят на маршруты в новых унифицированных свитерах. Изделия темно-синего цвета выполнены из качественного материала (шерсть - 50 %, акрил - 50 %) и изготовлены одним из ведущих производителей спецодежды в Украине. Каждый свитер маркирован изображением герба Одессы логотипом КП "Одесгорэлектротранс".

Материалы полосы подготовил Андрей ТИШКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660