Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 35 (1132)
21.09.2012
НОВОСТИ
Культура
Море
Вперед - в прошлое!
Выборы
История
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 35 (1132), 21.09.2012

"НЕХУДОЖЕСТВЕННЫЙ" СКАНДАЛ

По всем параметрам сборник интервью Александра Галяса никак нельзя назвать скандальной книгой. Тем не менее она стала причиной скандала.

Как уже писала "Порто-франко", 31 мая в Литературном музее состоялось награждение лауреатов муниципального литературного конкурса имени К. Г. Паустовского. В разделе "проза" победила книга "И "звезда" - "звездою" говорит". Но на церемонии вручения было оглашено заявление одного из номинантов Аркадия Ромма: "В номинации "проза" жюри присудило победу сборнику интервью, который художественным произведением не является. В таком конкурсе мог бы победить и географический атлас. Поэтому считаю, что мой роман не может быть отмечен дипломом этого конкурса и отказываюсь от награды". С тех пор прошло три месяца, тем не менее А. Ромм продолжает муссировать эту тему, в частности в недавнем интервью, которое он дал газете "Пресс- курьер". Это побудило нас обратиться к Александру Галясу с предложением высказать свою точку зрения.

- Прежде всего хотелось бы понять, в чем суть конфликта?

- Всего на конкурс имени К. Г. Паустовского в номинации "проза" поступили 18 работ. Пять из них жюри сочло лучшими и из этого числа была выделена моя книга. Я стал победителем конкурса, остальные финалисты удостоились дипломов. В их числе был и Аркадий Ромм, написавший роман "Честный журналист продается один раз", но он отказался принимать награду по причинам, которые изложил в своем заявлении.

- Как вы на это реагировали?

- С удивлением, почему Ромм сам не явился на церемонию, чтобы лично сделать это заявление, а поручил зачитать его другому человеку.

Откровенно говоря, я не собирался вступать в эту полемику, но поскольку Ромму неймется, то, видимо, и мне следует высказаться по этой теме.

- Аркадий Ромм утверждает, будто тот факт, что из всех книг на конкурсе выделили нехудожественный сборник, свидетельствует о девальвации одесской литературы...

- Ну, конечно, если бы дали премию Ромму, то рейтинг одесской литературы взлетел бы до небес! Это, конечно, "шутка юмора", но Ромм почему-то забывает (или делает вид, что забывает) о том, что в 2011 году лауреатом конкурса в той же самой номинации "проза" стала книга Галины Лазаревой "Княжна Мери. Творческий выкидыш", которая тоже не является художественной. Книга это выдающаяся, о чем я сам и говорил, и писал, и, откровенно говоря, даже не собираюсь ставить свой труд рядом с нею. Но прецедент-то был!

А это говорит о том, что у жюри конкурса им. К. Г. Паустовского понимание прозы куда более современное, чем у обиженного автора ненагражденного романа.

Впрочем, судя по всему, Ромм ставит под сомнение и компетентность жюри. Хотя в него входят такие люди, как Алена Яворская, Татьяна Щурова и другие, чье понимание литературы до сих пор никем не оспаривалось, да и вряд ли может быть оспорено.

- Вот еще слова Аркадия Ромма: "Допускаю, что может со стороны показаться: двигала мной обида. Ну и пусть кому-то кажется, хотя ее не было и в помине. А было лишь удивление от такого странного выбора". А вы как считаете?

- Пусть Аркадий не лукавит. Если было бы просто "удивление", то почему оно так долго длится? На самом деле, на мой взгляд, речь идет именно об обиде, причем носящей личный характер.

Дело в том, что на презентации его романа "Честный журналист продается один раз" я оказался единственным, кто отрицательно отозвался об этом сочинении. Если бы речь шла просто о презентации, то, скорее всего, смолчал бы, не стал бы разбавлять эту словесную патоку. Но жанр презентации был обозначен как "редакционная летучка", а на "летучках" говорят больше о недостатках, о проблемах, обсуждают планы, и меньше всего хвалят друг друга. Интересно, часто ли хвалил Ромма Борис Деревянко, когда тот работал в "Вечерней Одессе"?! Так что, выступая со своим мнением, я всего-навсего придерживался правил жанра.

- А что вам не понравилось в этом романе?

- Когда читаешь художественное произведение о журналистах, то поневоле сравниваешь его с замечательным романом Леонида Жуховицкого "Остановиться, оглянуться", где профессия главного героя тоже лишь возможность острее поставить моральные проблемы. Так вот, хотя роману Жуховицкого более сорока лет, он даже стилистически мне кажется более современным, чем сочинение Ромма. Не говоря уже об уровне таланта и мышления обоих авторов - тут и сравнивать нечего, достаточно проанализировать сюжетно схожие сцены.

Но это еще можно простить, а вот то, что я категорически не принял в сочинении Ромма, так это то, что он, на мой взгляд, сводит счеты с людьми, которые в силу естественных причин просто не в состоянии ему ответить. Лет двадцать назад появление такого сочинения было бы актом гражданской смелости, а сегодня кажется ляганием мертвых львов.

Вот на презентации романа я все это высказал, что, естественно, автора не могла не задеть. И тут именно мне дают главный приз, а его оставляют с дипломом. Есть от чего обидеться! Хотя если бы я остался без награды, мне и в голову бы не пришло дискутировать по этому поводу.

- В заключение интервью Аркадий Ромм говорит: "Мне нравится, как относится к официальному признанию Тарас Федюк. Свою медаль высшего отличия - Шевченковской премии он из целлофана и не вынимал".

- Ну это чистое лукавство! Вот если бы Тарас (кстати, очень хороший поэт) "не вынимал бы из целлофана" и денежное приложение к премии, тогда было бы о чем говорить.

- Ромм пишет, что рассчитывать надо не на награду, а на читателя...

- А вот с этим невозможно не согласиться. Но, как любил говорить Маяковский, "заходите лет через двадцать - посмотрим!"

Беседовала Татьяна ИНИНА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.