Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 22 (1119)
15.06.2012
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
Дела и люди
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
История
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 22 (1119), 15.06.2012

ВОЗВРАЩЕНИЕ "ЛЕГЕНДЫ"

В Одессе представили легендарную постановку "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" в память о создателе уникального Театра пластической драмы Гедрюсе Мацкявичюсе. Событие это состоялось в Украинском театре в день, когда режиссеру исполнилось бы 67 лет. Особую популярность он завоевал в 1970-х годах. По прошествии почти сорока лет ученица Гедрюса - звезда Театра пластической драмы, а ныне балетмейстер московского театра "Модерн" Татьяна Борисова решила восстановить один из самых удачных его спектаклей. Одесса, кстати, стала вторым городом после Москвы, где прошла обновлённая версия. В постановке приняли участие молодые актёры Московского международного славянского университета. Практически полностью восстановлены костюмы и декорации.

Хоакин Мурьета - реальная и вместе с тем полулегендарная личность времён калифорнийской Золотой лихорадки 1850-х годов. Множество мифов и различных противоречивых историй витает вокруг его имени. В некоторых из них о нём говорится, как о мексиканском бандите, который терроризировал население Калифорнии и лагеря старателей. Спектакль же основан на одноименной пьесе поэта Пабло Неруды. В ней речь идёт о том, как сам Хоакин Мурьета прибыл в Калифорнию из Чили в качестве старателя в поисках золота и счастья. Но грубое обращение американских золотоискателей, а затем убийство жены пробуждает в нём жажду кровавой мести. Однако здесь, в противовес большинству прочих интерпретаций данного сюжета, акцент поставлен не на разбоях банды Мурьеты и не на его легендарных подвигах во имя чести родины. Спектакль Гедрюса Мацкявичюса позволяет тонко прочувствовать внутреннюю драму героя, связанную с утратой близкого любимого человека, что и побудило его к жестокости.

Одесса впервые имела возможность познакомиться со спектаклями Гедрюса Мацкявичюса в 1977 году. Многие из тех, кто видел первые выступления, до сих пор вспоминают о них с трепетом и восторгом. Моё знакомство с этим спектаклем - абсолютная случайность, но я уверенно могу назвать эту случайность счастливой. Перед тем, как отправиться на спектакль, захотелось узнать о нём больше. Ведь ни с постановкой, ни с именем Гедрюса Мацкявичюса мне до этого сталкиваться не приходилось. Кроме различных статей, найденных на просторах интернета, я также просмотрела выпуск передачи на канале АТВ, посвящённый этой "новой премьере". Ведущий задал гостям вопрос: "Как вы думаете, появится ли у нынешнего поколения одесситов, как когда-то у зрителей прежних времён, желание бежать в Калифорнию и спасать Хоакина Мурьету?" Тогда мне подумалось, что вряд ли такое возможно, как бы хороша ни была постановка. Но когда воочию увидела спектакль, а в особенности, когда действие дошло до момента гибели главного героя, честно говоря, еле удержалась, чтобы не рвануть со всех ног спасать его прямо на сцену!

Нельзя не отметить музыкальное сопровождение. Музыка использована самая различная - от И. С. Баха до Э. Вила-Лобоса. Но каждый раз она как нельзя более точно подчёркивала изображаемое на сцене действие и особенности действующих персонажей. Музыка, характеризующая Хоакина Мурьету и его соратников, основана на характерных для чилийской музыки мотивах. Она будто прокрадывалась в глубины души, касаясь самых сокровенных чувств. Ярко противоположно этой музыке кантри - характеристика шумной американской жизни, направленная в большинстве своих проявлений на различного рода увеселения. Но основным, конечно же, осталось сценическое действие.

Сам Гедрюс Мацкявичюс когда-то сказал: "Согласитесь, именно безмолвие сопутствует всем крайним, кульминационным моментам человеческой жизни". А безмолвие, длящееся на протяжении всего представления, производит ни с чем не сравнимое впечатление. Достаточно простой сюжет посредством движения и музыки превратился в целую палитру различных оттенков чувств и эмоций. Практически каждый жест заставлял сопереживать героям. В обычных разговорных спектаклях актёр может спрятаться за словами, за интонацией. Здесь же от актёра требуется каждый раз выкладываться на полную. Сценическое действие можно было бы назвать настоящей магией: хотя актёры не проронили ни одного слова, тем не менее сложилось полное впечатление, что с нами, зрителями, говорили. И - что встречается крайне редко - говорили неподдельно искренне.

Виктория ЛУНАЧЕВСКАЯ,
студентка Училища искусств и культуры
им. К. Ф. Данькевича.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.