Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 39 (835)
06.10.2006
НОВОСТИ
Культура
Компетентный собеедник
Скандал
Банку "Порто-франко" 15 лет
Тема для дискуссии
О любви
Архив
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 39 (835), 06.10.2006

"В ШКОЛЕ ОДИН ДЕНЬ НЕ ПОХОЖ НА ДРУГОЙ"

Накануне Дня учителя члены нашей Молодежной редакции встретились с первым заместителем городского головы Анатолием Ворохаевым.

К Анатолию Ивановичу мы обратились неспроста. Ведь до того как стать чиновником, он много лет отдал школе – преподавал математику, был директором, трудился в гороно. И вот благодаря помощи начальника Управления информации Э.В. Щеглова мы оказались в кабинете второго человека в городе.

Анатолий Иванович, увидев на пороге своего кабинета не одного корреспондента, а целых семь, весьма удивился.

— Добрый день, молодёжь, а что, один бы с делом не справился?

— У нас коллективное интервью. Ведь часто количество перетекает в качество!

Ну, давайте, посмотрим.

И мы начали задавать вопросы...

— Анатолий Иванович, почему вы решили стать именно учителем математики?

— У меня был выбор между двумя профессиями. Мне всегда хотелось стать актёром. Но не сложилось... ВГИК (институт кинематографии) был очень престижным ВУЗом, там был большой конкурс, очень сложно было попасть. Поэтому я выбрал профессию математика, так как всегда был силён в этом предмете. А почему поступил именно в педагогический институт им. К.Д. Ушинского? Да просто потому, что здание университета им. Мечникова мне почему-то не очень понравилось (улыбается).

— Вы работали как в обычной общеобразовательной школе, так и в школе-интернате. Чем отличается преподавание в этих учебных заведениях?

— Поскольку существуют различия между детьми, обучающимися в обычной школе, и в школе-интернате, постольку различны и системы преподавания.

Надо учесть, что в обычных школах ученики проводят часть дня – в среднем 5-6 часов. Для них школа – это место получения образования, после окончания уроков они идут домой, и ответственность за них лежит на родителях. В школе-интернате – другая ситуация. Дети здесь не только учатся, они тут гуляют, питаются (в интернатах – пятиразовое питание), спят, одним словом, тут их дом. Конечно же, и требования к детям из интерната и из обычной школы разные. Например, для того чтобы получить тройку на экзамене в обычной школе, ученик должен решить уравнение и задачу, а в интернате для получения той же тройки достаточно просто правильно прочитать вопрос... Но, без сомнения, чувство ответственности испытываешь как за ребят из интерната, так и из простых школ. Впрочем, это чувство должно присутствовать в каждом деле.

— Встречались ли в вашей педагогической деятельности "трудные" дети?

— Конечно, такие есть и в интернатах, и в школах. Но в интернатах таких детей больше, так как воспитанники этих заведений зачастую из неблагополучных семей, и родителям некогда заниматься своими чадами. Эти ребята обделены родительской любовью, нередко с нарушенной психикой. Именно из-за неблагополучия в семье вытекают многие проблемы. Некоторые ученики интерната из-за недостатка хорошей еды и одежды иногда даже идут на кражу. Помню, один раз ученики украли ящик мороженого и раздавали его прохожим на улице.

— Какую же методику вы применяли, чтобы увлечь своим предметом "проблемных" детей?

— Тут важно, чтобы они хотя бы сидели в классе и слушали учителя! Как-то, когда я уже был директором школы, вызывают меня в класс. Захожу и вижу, что один из малышей залез под парту и не даёт провести урок. Я начал его убеждать, чтобы он вылез из-под парты, что английский язык – это очень важный предмет и он ему пригодится в будущем, особенно если он поедет в Англию. А он мне в ответ: "А я в Англию и не поеду, мне туда не надо!".

Иногда ученики просто закрывали класс и не давали учителю попасть вовнутрь... В школе нет однообразия, один день не похож на другой. Каждый урок отличается, каждый класс уникален. А учителю надо подстраиваться под каждого ученика, чтобы учебный материал понимали абсолютно все. Во времена моего преподавания в интернате был огромный дефицит товаров, люди часами стояли в очередях за продуктами. Как-то на моём уроке один из мальчиков сидит и засыпает. Я спрашиваю "Что такое, почему спать хочешь?". А он мне отвечает, что допоздна простоял в очереди за хлебом...

Ребёнка важно убедить в том, что у него есть перспектива в будущем, и направить его силы в нужное русло.

— Много ли ваших учеников до сих пор поддерживают с вами связь?

— Немало, они приходят ко мне, звонят, поздравляют с праздниками. Но большинство своих учеников мне теперь трудно узнать. Дело в том, что первый мой выпуск был лишь на каких-то 10 лет младше меня. Поэтому особенно приятно, когда тебя узнают и с тобой здороваются уже сорокалетние отцы и матери семейств.

— Недавно ввели двенадцатилетнюю систему обучения в школах. Как вы считаете, она эффективнее десятилетней?

— Не знаю. Я, честно говоря, ко всем изменениям в образовании отношусь настороженно. Мне кажется, что образование – это как математика. Можно попытаться создать какую-то новую методику преподавания в плане подачи того или иного материала, но сущности математики мы не изменим. Так же и в образовании. Мне кажется, что не каждый ребёнок в шесть лет в состоянии учиться в школе. Я больше склоняюсь к обучению с семи лет. А вот что касается 12-бальной системы оценок, то она интереснее, чем пятибалльная – больший спектр оценивания знаний. Я без большой радости воспринимаю двенадцатилетнюю систему, но не мне решать этот вопрос.

— Вы воспитывали своих сыновей просто как отец или еще и как педагог?

— Воспитывал, как получалось (улыбается). Мои дети учились в школе, где я работал директором (кстати, Анатолий Иванович когда-то был самым молодым директором школы в Украине). Немного позже, когда я ушёл с этой работы, моя жена продолжала там работать завучем. Поэтому мои дети жили с мыслью, что нельзя "позорить фамилию". Мой младший сын окончил школу с золотой медалью. Сейчас старшему – 27 лет, а младшему – 25. Они уже взрослые самостоятельные люди. Оба пошли по стопам отца, правда, они не стали учителями. Один недолго поработал в школе учителем информатики, потом ушёл на производство, второй сразу пошёл на производство.

— Как вы считаете, чем нынешняя молодёжь отличается от предыдущих поколений?

— Когда мы учились, были Ленинские музеи, Ленинские комнаты, общество было политизировано, а развлечений, как таковых, было мало. Нынешняя молодёжь живёт в свободном обществе, где ничего не запрещается. Сегодня можно и учиться, и развлекаться. Вы – более раскрепощённое поколение. Это одновременно хорошо и плохо: ведь самое страшное для учителя – когда ученики перерастают самого преподавателя и перестают в нём нуждаться. У нынешнего поколения очень много источников информации, и в некоторых случаях ученикам просто не нужен преподаватель, они и так самодостаточны...

— Как вы оцениваете работу Молодёжного совета Одессы?

— Я присутствовал на многих заседаниях Молодёжного совета. Считаю, что сама идея создания данного органа замечательна. Но хотелось бы внести побольше конкретики в его деятельность, ведь ничего не добиться пустыми разговорами без конкретной работы. В каждой сфере деятельности важны не только желание что-либо изменить, а реальные дела... Но вот, общаясь сейчас с вами, я думаю, что с такой активной редакцией вам светит большое будущее!

— Большое спасибо за беседу!

До скорой встречи!

Стоит ли говорить, какими окрыленными мы выходили из здания горсовета после этой встречи...

С А.И. Ворохаевым встречались: Марта Баранова, Егор Левченко, Анна Пинтяк, Дарья Семенченко, Ольга Терещенко, Анастасия Ульянова, Ирина Шива.

Записала беседу Ольга ТЕРЕЩЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.