![]() | ![]() |
+ Новости и события Одессы![]() Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! ![]() ![]() |
Номер 42 (735), 22.10.2004 К 5-летию издания книги М.Б. РЫБАКА Анатоль ШАХЛИЕВИЧ "ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЁРА"
АВИАЦИЯ И ФОТОГРАФИЯ (Окончание. Начало в № 41.)
27 октября 1896 года Н.Е. Жуковский, отец русской авиации, произнес в обществе любителей естествознания речь, посвященную памяти Лилиенталя: "... Его имя занесется на страницы воздухоплавания рядом с именами других мучеников науки, пожертвовавших своей жизнью для разрешения великой воздухоплавательной идеи". К этому мы можем добавить, что впервые при решении насущных задач авиации воздухоплавание соприкоснулось с фотографией, и этот синтез продолжал плодотворно развиваться и дальше. Уже неоднократно цитируемый нами Маркуша, говоря о годах летной учебы знаменитого военного летчика Петра Николаевича Нестерова, пишет, что для того чтобы получить 5 октября 1912 года звание военного летчика, тот должен был сдать двенадцать зачетов. В этот перечень наряду с сопроматом, знанием материальной части, радиотелеграфией и метеорологией входило и обязательное владение фотографией. Как известно, Нестеров был классным военным летчиком. Он пролетал неполных два года, но за это время заложил основы высшего пилотажа (нестеровская "мертвая петля"), прославил свое имя в дальних полетах, а 8 сентября 1914 года осуществил первый в мире воздушный таран. Во время Великой Отечественной войны, начиная с Николая Гастелло, такие тараны будут проводить многие советские летчики. В этом году исполняется 90 лет со дня начала Первой мировой войны; мы, конечно же, не забыли и о Второй мировой, но тема нашей статьи АВИАЦИЯ и ФОТОГРАФИЯ, а потому ей больше пристало мирное сегодняшнее небо. Где авиация ближе всего к нашей настрадавшейся, но полной жизни матушке-земле? В сельскохозяйственной авиации, конечно: Прямоугольники пашен, Вы скажете, что во времена Брейгеля-Старшего не было фотографии. И авиации тоже. Однако это не помешало ему на одним из полотен отобразить подвиг легендарного Икара. Поскольку отечественная авиация начинала свой не мифический, а, прямо скажем, орлиный полет в Одессе (Михаил Никифорович ЕФИМОВ с братьями, Сергей Исаевич УТОЧКИН, не говоря о первых летчиках-космонавтах), есть смысл посмотреть, как в начале тридцатых годов XX века сочеталась, соприкасалась, состыковывалась в нашем городе авиация и фотография. Ведь именно эта состыковка помогла одному из героев этих заметок Михаилу РЫБАКУ осуществить в своей творческой биографии замечательный симбиоз: стать отличным летчиком, а затем известным МАСТЕРОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ. Поскольку Михаил Рыбак, как вы догадались, до того как стать фотокором одесской областной газеты "Знамя коммунизма" был летчиком, начнем с авиации. 70 лет тому назад в Одессе существовала школа пилотов, которая имела даже свою многотиражку. Она так и нзывалась "ПИЛОТ". Имел наш город в те годы, как и всякий уважающий себя областной центр, довольно большой и современный (по тем временам) аэропорт. Одесский аэрофлот обслуживал такие авиарейсы: авиалиния Одесса-Харьков: Одесса-Николаев, Николаев-Кривой Рог, Кривой Рог-Днепропетровск, Днепропетровск-Харьков. Кроме того, были еще 2 авиалинии Одесса-Херсон-Скадовск: Одесса-Николаев, Николаев-Херсон, Херсон-Скадовск и Одесса-Херсон-Каховка: Одесса-Николаев, Николаев-Херсон, Херсон-Каховка. Как видим, одесский авиотряд был довольно мощным. "Продажа квиткiв сообщала тогдашняя реклама у мiському агентствi Аэрофлоту: вул. К. Маркса, 1. Прийом вантажiв у необмеженiй кiлькiстi по всiх авiаточках Союзу".. Самый дорогой билет на авиарейс Одесса-Харьков стоил 125 руб., самый дешевый Одесса-Николаев 35 руб. Не скажешь, что авиабилеты были тогда дешевыми. А что с фотоделами? Конечно, в Одессе городе портовом и курортном фотографы всегда процветали. Существовали целые фотодинастии: фотодело переходило от отца к сыну, от сына к внуку. В тридцатых годах прошлого века, несмотря на всеобщую национализацию, мирно сосуществовали и частные и государственные фотографии и фотосалоны. Интересно взглянуть на инструкцию по распределению воды в г. Одессе (ведь здесь всегда с водой были проблемы). Согласно официальному распоряжению горисполкома за 1934 г. (адресна i довiдкова книга "ОДЕСЬКА ОБЛАСТЬ", вид. "Чорноморська комуна", 1935, с. 142) "по установах, пiдпри≤мствах i майстернях, де нема окремого водомiра", вода распределялась так: "14. Для фотографiй по 1 лiтру на кожного спiвробiтника плюс 2 кубометра. 490 лiтрiв на мiсяць на кожний спусковий водопровiдний грант"... Двести лет назад одесситов выручали фонтаны, теперь бюветы. Но вернемся к фотографам. В те времена их, также как и кинематографистов, призван был защищать профсоюз кино-фото-работников, что находился на площади Коммуны, 1. Его возглавлял в начале 30-х тов. Рехт. И, наконец, на улице К. Либкнехта, 19, размещался мозговой центр одесского фотодела ФОТОКОМБИНАТ. Таким образом, и до революции, и после в Одессе были все условия и для занятий летным делом, и для увлечения фотографией, чем и не применул воспользоваться герой наших заметок Михаил Рыбак. Ибо, как мы постарались вам показать на примерах из ее истории, САМА АВИАЦИЯ была неравнодушна к фотоискусству. Это особенно верно, если аэрофотосъемки проводились в мирных целях. Три года, как с нами нет фотомастера Михаила Рыбака.
|
|
|||||||||||
|