Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. А. КОСТРОМЕНКО

Номер 38 (681)
03.10.2003
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 38 (681), 03.10.2003

ПО СЛЕДАМ ФЕСТИВАЛЯ ПОЛЬСКИХ ФИЛЬМОВ

Вот уже третий год подряд фестивальный центр "Золотой Дюк" проводит в первых числах сентября фестиваль польских фильмов. Можно поспорить с тем, удачно ли выбрано время, совпадающее с праздником Дня рождения Одессы, поскольку мероприятий так много, что порой трудно отдать кому-либо из них приоритет. А амбициозные высказывания руководителей некоторых мероприятий типа: "Смотрите сами, что вам интереснее" – не отличаются глубиной. Но сам по себе этот фестиваль сомнений не вызывает. Кавалерович, Вайда, Занусси, Гофман, Полански – эти имена поставили польский кинематограф в один ряд с кинематографом, созданным Феллини, Антониони, Бергманом, Годаром, Эйзенштейном, Форманом...

Предыдущие два фестивали были фестивалями классиков – Вайды и Занусси. В этом году одесские киноманы познакомились с работами следующего поколения польских кинематографистов – главным образом воспитанников лодзинской киношколы.

Исключением является знаменитый актер Ежи ШТУР, знакомый нам по фильму "Дежа вю", выступивший в фильме "Любовные истории" не только в качестве актера, но и сценариста, и режиссера. Картину Штура я бы отнесла частично к трагикомедии, частично к мелодраме. Во всяком случае, одна из четырех новелл, составляющих картину (в каждой новелле Штур играет главную роль: служаки-вояки, интеллигента, мошенника, ксендза), а именно – история ксендза, сложившего с себя сан ради внезапно обретенного внебрачного ребенка, – это трогательная мелодрама о долге и о чистой и бескорыстной любви к беззащитному существу. Недаром Штур завершает ею свой фильм. Кстати, поскольку истории идут не по очереди, а вперемешку, то Штур для подведения каждой истории к финалу использует забавный прием. У него в киноленте есть два вспомогательных персонажа – анкетер и некто вроде разводящего, которому и надлежит сообщить герою, что его история подошла к концу. Партнерами Штура в этом фильме стали Катажина Фигура, Доменика Осталовска, Ирина Алферова.

При всей убедительности Штура во всех четырех ипостасях в его игре нет-нет да и промелькнет знакомая повадка незадачливого киллера из "Дежа вю", с весьма выразительной артикуляцией беззвучно произносимого ругательства.

Фильм отмечен десятками наград, в том числе и престижным "Венецианским львом".

Раз уж я начала с последнего из показанных фильмов, то и продолжу рассказ о них в обратном порядке. Четвертой из показанных работ польских кинематографистов стала кинолента режиссера и сценариста Марека КОТЕРСКИ, собравшая в Польше много наград, в том числе за сценарий, режиссуру и главную мужскую роль. Картина очень личная. Это некий душевный стриптиз кинорежиссера. Хотя она названа "День придурка", я назвала бы ее "День невротика" или "День невыносимого педанта". Вообще-то, крайний педантизм, наверное, и есть один из признаков невроза, при котором человек зациклен на одном и том же числе производимых операций: семь помешиваний ложечкой в стакане, семь встряхиваний над унитазом и т.д. Немудрено, что вся окружающая действительность, не укладывающаяся в раз и навсегда установленный жизненный ритуал, становится раздражителем, доводящим буквально до безумия. Марек Конрад, играющий несчастного придурка, исполняет свою роль просто блистательно. Настолько блистательно, что его нервозность передается зрителям, которых к финалу фильма уже не смешат реакции героя, а вызывают в них душевный дискомфорт, аналогичный душевному дискомфорту несчастного невротика. Хотя по жанру фильм можно отнести к так называемой комедии характеров, но он постепенно перерастает, если можно так выразиться, в трагедию характера. К концу фильма умолкает смех даже той части публики, которую вначале страшно веселил то и дело срывающийся с уст героя мат (он выразителен и без помощи переводчицы).

(Окончание следует.)

Е. К.

На фото: Кадр из фильма "Привет, Терезка!" (режиссер Роберт Глински).

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.