Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. О. Жмура

Номер 50 (743)
17.12.2004
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 50 (743), 17.12.2004

В этом году отмечается 950 лет со дня отделения православия от западной церкви (с 1054 г.)

ПРАВОСЛАВИЕ

Среди жителей Земли – миллионы приверженцев христианства. Однако в христианской религии, как и во многих других крупных религиях мира, есть ряд самостоятельных направлений. Наиболее значительные направления, или вероисповедания, в христианстве – это православие, католицизм, протестантизм. В каждом из них сохраняются основные ортодоксальные положения христианской догматики. А отличаются они друг от друга трактовкой отдельных догматов, некоторыми особенностями культа.

Мы хотим рассказать о каждом из этих религиозных направлений отдельно, чтобы можно было конкретно представить, что общего лежит в их основе и в чем именно они различаются. К сожалению, это будут все же лишь самые общие сведения, потому что в короткой газетной статье невозможно полно отразить все аспекты и особенности религии, имеющей двухтысячелетнюю историю. Итак, сегодня речь пойдет о православии.

Православие – одно из трех основных направлений христианства – исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено, главным образом, в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Как самостоятельное учение возникло после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 год). Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV-XI веках. Окончательное отделение от западной церкви произошло в 1054 году.

Основой вероучения признаны Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решение семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из которых осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство.

Масонское распространение христианства в начале IV века во многом связано с проповедями Ария – пресвитера александрийской церкви. Арий утверждал, что только Бог-Отец есть в строгом смысле истинный Бог, а Сын Божий сотворен и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу. Такое своеобразное единобожие, несколько упрощенный вариант вероучения, быстрее находило отклик. В IV и V веках арианами стали готы, вандалы, свевы, бургунды и другие кочевые народы. Широкое распространение арианства беспокоило византийского императора Константина и побудило его обратиться за помощью к епископам. В 325 году в городе Никее был создан первой Вселенской собор. На нем шла речь об основах православного вероучения, был принят Символ веры, в котором определено равенство и единосущие Сына Божия и Отца.

Учение Ария, однако, невзирая на решение Собора, продолжало увеличивать число своих сторонников. Тогда в 381 году на втором Вселенском соборе в городе Константинополе ариане были вторично осуждены. Никейский Символ веры бил дополнен новыми догматами. Таким образом сформировались основные принципы православия как вероисповедальной системы. Это признание триединого Бога, творца и управителя Вселенной, признание загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможности для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха.

В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях, или членах.

В первом члене говорится о Боге как творце мира – первой ипостаси Святой Троицы.

Во втором – о вере в Сына Божия единородного – Иисуса Христа, рожденного "прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, Единосуща Отцу..."

Третий – это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от Девы Марии.

Четвертый член Символа веры – о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

Пятый – о воскресении Иисуса Христа.

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.

В седьмом – о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.

Восьмой член Символа веры – о вере в "Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцом и Сыном спокланяема и сславима..."

В девятом – об отношении к церкви.

В десятом – о таинстве Крещения.

В одиннадцатом – о будущем всеобщем воскресении мертвых.

В двенадцатом члене – о жизни вечной.

В дальнейшем философском и теоретическом развитии Христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу избранных, предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

Важное место в православии занимают обряды – таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать.

(Окончание следует.)

Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.