+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 44 (940), 21.11.2008 ЭТО БЫЛО, БЫЛО, БЫЛО...Полвека назад, 5 ноября 1958 года, вышла в эфир первая передача одесского областного телевидения, которая транслировалась из нового телецентра, построенного на 3-й станции Большого Фонтана. С монтажом телебашни высотой 192 метра со сложным студийным оборудованием, с электронной техникой кинокомплекса, с освоением всего непростого хозяйства телецентра его молодые работники (а это были преимущественно выпускники Одесского института связи) справились. Они же стали впоследствии ведущими специалистами нового дела. Красноречивым подтверждением этого может служить хотя бы тот факт, что наш ТЦ неоднократно занимал первое место в социалистическом соревновании среди телецентров своей категории Советского Союза. Постепенно овладевая жанрами тележурналистики, мастерством трансляции разнообразных зрелищ, творческие работники и инженеры одесского телевидения начали браться за собственные представления. Дебютом стала постановка "Гранатовый браслет" по рассказу А. Куприна. Играли в ней актеры Русского драматического театра, постановщиком был главный режиссер телевидения Владимир Люстгартен. Нельзя сказать, что это было яркое экранное произведение, но сам факт самостоятельной телепостановки заслуживал внимания. Телеспектакли таких режиссеров, как Л. Глибко-Долинская, М. Тилькер, М. Каменецкая, Л. Прохоренко, Е. Гулин, Г. Захарова, показывали в своих программах Украинское и Центральное телевидение. А фильмы, снятые на Одесской телестудии, получали награды на фестивалях и конкурсах, в том числе и международных. Тут можно назвать еще режиссеров И. Кривохатского, А. Мамонт-Завьялова, М. Рахгендлера, В. Недолужко, Д. Шапошникова, операторов О. Лидермана, Д. Белявского, М. Куриловского. Под руководством режиссера Евгения Гулина было поставлено много телеспектаклей. Одним из лучших считается "Рембрандт" - эпизоды из жизни великого художника. Спектакль был сделан с огромной выдумкой, многоярусными декорациями, ярким зрелищным и имел большой успех. Позже Е. Гулин поставил несколько спектаклей по произведениям русских классиков. А удачнейшие его спектакли - балетные постановки. Талантливым режиссером проявила себя Лидия Прохоренко из литературно-драматической редакции. Она прекрасно срабатывалась с актерами, у нее было именно телевизионное видение постановок спектаклей. Л. Прохоренко сделала много удачных передач по украинской классике: произведениям Ивана Франко, Леси Украинки. Особый расцвет телеспектаклей происходит в 1982-1986 гг. В частности, тот же Е. Гулин поставил оригинальный телеспектакль "Двенадцать" по Блоку. Его показывали в Киеве и в Москве. Инициаторами балетного телеспектакля "Маскарад" по драме Лермонтова были тоже одесситы: Галина Иллюшенко, редактор музыкальных программ, и режиссер Ирина Швед, которая начинала с детских телепередач, а позже занялась постановкой музыкальных телеспектаклей. Благодаря стараниям этих талантливых женщин одесская телекомпания прорвалась на большой экран в Москве. У Одесской телестудии был очень плодотворный тандем как с Оперным театром, так и с театром Музкомедии. По телевидению транслировались премьеры спектаклей прямо из театров. Вспоминает Леонид Сущенко: "В студенческие годы мне довелось играть в КВН, и это меня многому научило. Например, тому, что телевидение - не закостенелое нечто. Помните, чем хорош был настоящий КВН? Импровизацией. Это еще один урок, который я вынес из КВН: в кадре никогда не читаю по бумажке. После окончания Политехнического института в 1973 году я пошел работать в "Комсомольскую искру". Мы тогда смотрели на журналистов "Вечерней Одессы", особенно на Бориса Федоровича Деревянко и Сему Левшина, как на икону. Очень многому меня научил Евгений Голубовский - при огромной загрузке у него всегда хватало терпения спокойно все объяснить, не навязывая своего мнения. Вообще, работа в газете стала для меня прекрасной школой... Я уже тогда понял, что журналистика - это не тусовка, не игра, а каторжный труд. Тем более на телевидении. Когда нас звали на репетицию, на нее нельзя было опаздывать. Были включены прожекторы, целая смена людей была задействована. Телевидение нас дисциплинировало. Сегодня мы пытаемся привнести в нашу работу не то чтобы дисциплину, но какие-то принципы, которые непозволительно нарушать. Например, нельзя допускать, чтобы оператор, стоящий за камерой, во время съемок сел и начал читать книгу, в то время как журналист продолжает вести беседу. Для гостя мнение оператора тоже важно. Старые операторы стояли, глядя во все глаза и слушая чуть ли не открыв рот, а потом они могли сказать: "Какую чушь он нес!" Величайший феномен телевидения - в человековедении. Вот
что вспоминает один из первых одесских теледикторов, позже
работавший заместителем генерального директора ОГТРК,
Викентий Нечипорук: "Одним из первых моих зрительских
потрясений был Ираклий Андроников со своим устным рассказом
"Загадка Н.Ф.И." в прямом эфире одесского телевидения,
кажется, в конце того же 1958 года. Это было, конечно,
талантливое литературоведение, исследование, поиск, но
захватывали и потрясали личность рассказчика, его
раскованность и неистощимая находчивость, стилистическая и
интонационная яркость изложения, доверие к зрителю-
слушателю. Удивляться было чему, если припомнить широчайше
распространенную в первые телевизионные годы судорожную
боязнь микрофона и камеры среди тогдашних выступающих, как
обычно именовались на тележаргоне все, кого приглашали в
студию на передачу. Видеозаписи, конечно, еще не было, все
(кроме синхронных киносъемок) шло в прямом эфире.
Выступающие обычно выглядели очень скованно, читали по
бумажке, сознание ответственности перед огромной невидимой
аудиторией нередко почти парализовывало, отшибало и память,
и самоконтроль. Надо сказать, что такому самочувствию
человека в телестудии немало способствовали и редакторские,
цензурные опасения - как бы чего не брякнуть лишнего. Начав
работать диктором на одесском телевидении с 1962 года, я
имел возможность наблюдать это "изнутри" вещания".
Самыми популярными личностями в городе были, конечно, дикторы. Диктор, хоть по большей части и считывал все с бумаги, делал это мягко, заглядывая в глаза зрителям, часто улыбаясь; хорошо загримированный, освещенный и показанный крупным планом, он становился чуть ли не единственным доверенным лицом зрителя на экране. Но дикторов, тележурналистов, редакторов, режиссеров, операторов, художников для телевидения никто тогда еще специально не готовил. Значительную часть творческого коллектива одесского ТВ заполнили выпускники филологического факультета университета имени И. И. Мечникова. И первым диктором-профессионалом была выпускница филфака Нелли Харченко. Кстати, вторым был тоже филолог - Викентий Нечипорук (обязательным было ведение информационных программ в два голоса, женским и мужским). Нелли Харченко смогла стать настоящей телезвездой, общей любимицей телезрителей; в передачах различных жанров она появлялась на экране всегда уверенная, жизнерадостная, обаятельная. На Одесском телевидении долгое время работала фотомастерская, "хозяином" которой был талантливый телефотограф Сергей Рыбалченко. Он фотографировал "звезд", приезжавших на телестудию. Мастер, как и весь коллектив телестудии, обожал свою работу, поэтому снимки всегда получались удачными и добрыми. Первые шаги одесского телевидения, как, наверное, и во
всем мире, были недостаточно уверенными и твердыми.
Собственного опыта еще не было, а чужой был недоступен.
Телевидение нередко было похоже то на радио, а то и на
газету, но уникальная возможность быть всевидящим оком,
свойственная ему от рождения, довольно быстро привела к
появлению в экранной продукции элементов и приемов театра,
кино или даже, скажем, школы. Одесская студия телевидения
была инициатором введения телевидения в педагогический
процесс в СССР. Это была передача "Голубой экран в классе".
Ее придумала редактор передач для детей и юношества Людмила
Сироткина. Это был один из немногих случаев, когда найденное
у нас подхватило Центральное телевидение, а не наоборот
(силы и возможности тут, конечно, были далеко не равны). Что
представляла собой эта передача? В определенное школьной
программой время того или иного урока из телестудии
начиналась его трансляция в исполнении того или иного
(конечно, высококлассного) учителя или преподавателя вуза.
Использовалось максимальное количество наглядных пособий,
приборов, опытов. Урок, скажем, физики вел преподаватель в
телестудии, демонстрировал разнообразные опыты, писал мелом
на черной школьной доске, а в классах школ города ученики
воспринимали все через экраны телевизоров. Сейчас не
составляет проблему видеопоказ какого угодно материала во
время урока. Но тогда, в начале шестидесятых годов, само
телевидение воспринималось как чудо...
Татьяна КУЦ. На фото:
|
|
||||||||||||||
|