Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 39 (1086)
14.10.2011
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
Обратная связь
История
16-я полоса
Юбилей
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 39 (1086), 14.10.2011

О ЖАНРАХ РАЗЛИЧНЫХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

(Окончание. Начало в № 38.)

Перейдем к более жизнерадостным спектаклям.

Хотя на спектакле Казанского драматического театра "Квадратура круга" в постановке народного артиста России Александра Славутского зрители непрерывно смеются, но, как ни странно, у этого спектакля есть нечто общее с постановкой Левитина "Меня убить хотели эти суки". А общим является то, что в обеих пьесах звучит Правда о нашем прошлом. Только в водевиле Катаева эта правда подана с доброй ироничной улыбкой, а в спектакле по Домбровскому - с душевной болью, с ужасом перед тем, что так было, что такое могло быть, со страхом перед тем, что такое может повториться.


Созданная Катаевым в 1927 и поставленная в 2007 году в Казанском театре "Квадратура круга" - это история, с улыбкой рассказанная взрослым человекам о симпатичных ему несмышленышах. Две пары молодоженов - Вася с мещаночкой Людмилкой и Абрам с принципиальной Кузнецовой - вынуждены жить в одной комнате. Иногда к ним пытается пристроиться на ночь поэт Емельян Черноземный. А иногда заваливаются непрошеные гости во главе с партийным товарищем Флавием. Скоропалительные женитьбы заканчиваются кадрилью - возникают новые, на этот раз по-настоящему влюбленные пары - Абрам с Людмилочкой и Вася с Кузнецовой, которая оказывается просто Тоней. Ситуация типично водевильная. Но соль не в ней. В пьесе и в спектакле на первый план выходит не сюжет, а интонация. Заидеологизированные Абрам и Кузнецова свои отношения и поступки рассматривают только с точки зрения этично - неэтично, естественно, исходя из категорических понятий коммунистической морали и этики того времени.

По большому счету, эта пьеса о любви. Только любовь, победив, помогает молодым людям сбросить идеологические шоры.

Спектакль, как уже было сказано, очень веселый. Молодые актеры - заслуженные артисты Татарстана Илья Славутский и Марат Голубев (Вася и Абрам) и актрисы Елена Ряшева и засл. арт. Татарстана Эльза Гордеева (Людмилочка и Тоня) играют так легко, так задорно, как играют обычно в собственное удовольствие в капустниках. Они словно легкой рукой рисуют дружеские шаржи на своих героев. Не менее забавен Николай Чайка в роли поэта Черноземного.

Хотя персонажи спектакля шаржированы, зрители верят, что так все в те годы и было. Была фанатичная вера, были забавные перегибы, которые с каждым годом становились все менее забавными, пока не стали попросту страшными, убийственными в прямом смысле этого слова... Думается, несколькими годами позже Катаев такую пьесу уже бы не написал. Не осмелился бы. А в свое время пьеса обошла весь мир.

Два слова о замечательной сценографии нар. художника Татарстана Александра Патракова. Она тоже решена в ироническом ключе. Мозаика из как бы случайных фрагментов, парадоксальных в своем соседстве.

Этакий пейдж-ворк, возвращающий память зрителей к нелепостям послереволюционного быта.

В пьесе "Красотка и семья" заложен некий парадокс. Судите сами.

Англия 1918 года. Война только окончилась. В экономике - разруха. Холодное и голодное время. Домой возвращается Билл, которого все, в том числе и жена, считали погибшим. Жена успела выйти замуж за Фредди - друга якобы погибшего мужа - и даже родить ему ребенка. История, характерная для послевоенного времени, знакомая нашему послевоенному поколению не только по литературе, театру или кино.

Итак, трагедия? Отнюдь нет. Пьеса Сомерсета Моэма, поставленная в московском драматическом театре "Сфера" (режиссер - художественный руководитель театра, народная артистка России Екатерина Еланская), это уморительная комедия, о чем можно было бы догадаться уже по достаточно фривольному ее названию "Красотка и семья".

Виктория, конечно, очаровательная женщина, но характер ее таков, что оба мужа - Билл и Фредди - оспаривают право сбежать от дорогой супруги. В конце концов это удается обоим, а красотку заполучает некто Пейтон - благополучный бизнесмен (бывший военный интендант).

Спектакль просто очарователен. Квартет: Виктория, Билл, Фредди, Пейтон (А. Чичкова, А. Смиранин, П. Гребенников, Р. Кадыров) - это единый ансамбль. К ним примыкает мамочка Виктории (засл. арт. России Л. Корюшкина). Особый восторг зрителей вызывает второе действие, в котором Билл и Фредди доходят буквально до драки, пытаясь путем жеребьевки решить, кому остаться, а кому "навострить лыжи". Прелестна режиссерская (просто кинематографическая) находка: сумбурные, хвастливые монологи Пейтона заглушает, заменяя его, бравурная музыка.

Театр "Сфера" привез "Красотку" в двух составах. Спектакль игрался два дня при полном аншлаге. Главных героев в другом составе исполняли В. Абрамова, А. Пацевич, И. Голев, А. Алипов, Е. Давыдова-Тонгур.

Ну а теперь - о пьесе-шутке известного российско- израильского драматурга Ганны Слуцки "Шесть блюд из одной курицы" в постановке Петербургского театра им. Комиссаржевской. Режиссер-постановщик - Валерий Гришко.

Властная мамаша хочет женить своего погруженного в бизнес сына. Причем хочет женить его на его же бывшей жене, с которой сама же их и развела. Воспользовавшись тем, что, как водится в современном бизнесе, она числится главой фирмы сына, мамочка переводит все деньги на себя (что в итоге спасает сына от разорения) и открывает брачное агентство. Из четырех претенденток на руку сына одна и есть бывшая жена с простым шокирующим мамашу именем Оля Иванова.

- Ты представляешь, как трудно было отыскать в Москве особу с таким именем! - восклицает в отчаянии мать, узнав, что ее затея провалилась, что бывшая невестка не хочет возвращаться, причем именно из-за свекрови.

Но все кончается хорошо. Олю удается найти во второй раз, любовь побеждает, а мамаша, которая, чтобы не мешать молодым, улетела куда-то отдыхать, связывается с ними по скайпу и раскрывает, наконец, невестке секрет, как сделать шесть блюд из одной курицы.

Пьеса забавная. Сын трогательный (актер Артур Мкртчан, он же автор симпатичной музыки к спектаклю), девушки (Кристина Кузьмина, Александра Сыдорук и засл. артистки РФ Маргарита Бычкова и Ольга Белявская) - яркие актрисы, которые могли бы украсить любой театр. А мамочка! Мать - так она именуется в пьесе - просто фантастична! Фантастична уже потому, что ее играет легендарная Галина Короткевич. В свои 90 лет (ее юбилей состоялся 18 августа этого года) народная артистка России не утратила ни грамма своего таланта. Темперамент захлестывает так, как он захлестывал ее когда-то в "Миллионерше". В свое время одесситы с ума сходили, когда во время гастролей театра им. Комиссаржевской шли спектакли "Миллионерша" Бернарда Шоу и "Нора" Ибсена с Короткевич в главных ролях.

Когда в начале спектакля актриса ложится на диван и делает физзарядку - поднимает под прямым углом ноги, делает "велосипед" и "ножницы", зал замирает от восторга и удивления. И весь спектакль - на высоченных каблуках! Ну да ладно. Это, конечно, чудо, но чудо, как бы сказать, физического порядка. Главное чудо - это созданный актрисой образ, удивительно узнаваемый образ деспотичной, но безумно обожающей своего сыночка мамаши, убежденной, что ни одна женщина его не достойна.

После спектакля актриса, потрясенная оказанным ей приемом зрителей, сказала, что ей давно хотелось вновь побывать в Одессе, а теперь она будет жить надеждой, что театр снова приедет в наш город и даст не один, а несколько спектаклей "Курицы".

Будем надеяться и мы, одесситы, что эта встреча с удивительной актрисой не последняя. Тем более, что приезд такого театра, с таким спектаклем, должен оказаться "Курицей", несущей золотые яйца и в корзину Одесского русского театра.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото Л. БЕНДЕРСКОГО:

- "Квадратура круга";

-Галина Короткевич в спектакле
"Шесть блюд из одной курицы".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.