+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 38 (983), 2.10.2009 КОМПЕТЕНТНОСТЬ - НЕ ПРОСТО СУММА ЗНАНИЙКаков сегодняшний ученик с точки зрения учителя? С этим вопросом мы обратились к директору Одесского технического колледжа ОНАПТ, председателю Совета директоров вузов 1-2 уровня аккредитации, заслуженному учителю Украины Анатолию КОВАЛЕНКО. Выбор наш обусловлен не только перечисленными званиями, но и тем, что в этом учебном году Анатолию Владимировичу предстоит отметить сразу два юбилея: собственный и возглавляемого учебного заведения. Круглые даты всегда заставляют нас пристальней оценить прошлое и присмотреться к будущему, остановиться, сравнить, проанализировать и, главное - предостеречь с высоты своего опыта и компетентности. Это понятие - компетенция, компетентность - оказалось ключевым в размышлениях директора колледжа о современном молодом человеке, которого призвана воспитать школа. - Раньше мы говорили: человек компетентен в такой-то сфере, не задумываясь над тем, что это значит, - говорит А. Коваленко. - А ведь именно компетентность отличает настоящего специалиста от исполнителя определенных функций. Образование прежних лет давало не просто какую-то сумму знаний, умений и навыков - это школа делает и сегодня, но и понимание того, что с этими знаниями- умениями делать, как применить их в жизни. Соответственно у большинства школьников к выпускным классам формировалось понятие, кем они хотят быть, на кого им учиться дальше. Современный же выпускник школы зачастую не знает, чего он на самом деле хочет, что ему нравится в жизни, чем бы он хотел заниматься. Иначе говоря, не всегда осознает важность такого шага, как выбор своего будущего пути. Трудно ожидать, что из такого юноши или девушки выйдет со временем компетентный специалист. - Но нынешнее информационное общество имеет не только минусы... - Несомненно, дети стали более информированы. Но эта информированность дает лишь видимость многознания. Ребят трудно заставить развивать то, что они имеют. Сегодня их приходится с трудом "загонять" в кружки, секции. Многие позабыли, что такое самостоятельная работа, а ведь поглощать информацию - это еще не значит думать, анализировать. После введения тестирования ситуация лишь усложнилась: новые правила приема в вузы способствуют именно "многознанию", имеющему мало общего с компетентностью. Можно еще понять, когда абитуриент подает документы в несколько учебных заведений одного профиля. Но одновременно хотеть быть фельдшером, техником и гуманитарием - несерьезно. Тревожно, что порою выпускник школы даже не знает толком, на кого он идет учиться, не может вразумительно объяснить, почему он выбрал ту или иную специальность или, наоборот, почему решил забрать документы. А ведь если тебе дали образование, то ты должен знать, что с этим образованием делать. Вот такую компетенцию мы и стараемся дать студентам. После школы в большинстве случаев они оказываются не готовыми к реальной жизни. - А в прежние годы? Если сравнить абитуриента лет десять назад и нынешнего? - Молодежь была больше приучена к физическому труду, практике. В те годы мы готовили только младших специалистов. Сегодня же те, кто хочет учиться и научился это делать, имеют возможность продолжить образование в бакалаврате на базе младшего специалиста, а также на старших курсах одесских вузов (академии пищевых технологий, академии холода, политехнического и экономического университетов), где могут получить диплом специалиста или магистра. Ежегодно в эти учебные заведения зачисляются от сорока до семидесяти наших выпускников, и, что особенно радует, многие из них поступают на бюджетную форму обучения. - Что можно сказать о перспективах среднего специального образования в свете нынешней экономической и политической ситуации? - Говоря о перспективах подготовки студентов техникумов и колледжей, следует отметить: нынешний девятиклассник будет учиться в старшей школе три года. Кроме этого, школьная программа предусматривает профильное обучение. И, на наш взгляд, техникумы и колледжи в этот период должны обеспечить выпускникам девятых классов получение полного среднего образования, наряду с получением профессиональных профильных знаний, умений и навыков. Тогда выпускник первой ступени колледжа будет осознанно выбирать продолжение пути своего обучения, имея к этому времени как профильное, так и общее среднее образование. Материалы полосы подготовила
|
|
||||||||||||||
|