Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 32 (1129)
31.08.2012
НОВОСТИ
Культура
День города
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
День знаний
16-я полоса
Криминал
Спорт
5 колец

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 32 (1129), 31.08.2012

"РЕБЕНКУ К НОЯБРЮ" - УЖЕ ДВАДЦАТЬ!

Время быстротечно: казалось бы, буквально вчера я резвилась в кадре будущего фильма "Ребенок к ноябрю", танцуя с Сергеем Маковецким, а сегодня юноша на улице берет у меня автограф, напоминая, что "Ребенку"-то уже 20 лет сравнялось! "Какой был яркий эпизод!" - говорит парнишка, по виду почти ровесник фильма. А для меня это было двумя яркими съемочными днями и не менее яркой предысторией.

Так уж получилось, что меня, молодую журналистку, часто бывавшую на киностудии, привлекли к съемкам и завели карточку в актерском отделе. Это облегчало освещение съемочного процесса в разы! Узнав, что на сей раз меня будет снимать мастер комедийной режиссуры Александр Павловский, да еще и партнером станет восходящая звезда Сергей Маковецкий, я несказанно обрадовалась. Александра Ильича я знала давно - однажды он приходил на занятие "Школы молодого журналиста" при "Комсомольской искре" по приглашению Кима Каневского, рассказывал о работе кинорежиссера, о своем фильме "Подарок судьбы", который как раз незадолго до этого показывали по местному телевидению. Знакомства с Маковецким ожидала с трепетом... Вот уж точно подарок судьбы. Звезда Театра Вахтангова снимется со студенткой-театроведом - это ж потом всю жизнь можно будет нос задирать перед актерами!

Но с момента утверждения на роль и до начала съемок оставался еще месяц, за который надо было успеть съездить в Киев, сдать сессию в театральном институте и при этом не похудеть, как обычно случалось со мной на сессиях, чтобы не подвести людей - утверждали одно, а в кадре появится другое, тень того, первого? Нет, это было бы непрофессионально.

Налегая на пирожки и пирожные, я, как обычно, не столько готовилась к экзаменам, сколько бегала по киевским театрам. Как раз в "Театре на Левом берегу Днепра" шел спектакль по той же повести Леонида Жуховицкого "Ребенок к ноябрю", которая легла в основу сценария на тот момент будущего фильма. В спектакле мой персонаж, девушка, с которой отплясывает на дискотеке Алексей (роль Маковецкого), на сцене не появлялась. О ней говорили герои, осуждая за прозрачную блузку, намекающую на легкое поведение и доступность. К счастью, мой костюм был уже утвержден: отнюдь не прозрачная малиновая блузка с воланами и бархатная юбочка мини, все в соответствии с тогдашней модой, ярко, но вполне пристойно.

Вернувшись, я попала в руки гримеров, которые соорудили мне прическу с локонами, украсили ее тряпичной орхидеей (я же сама купила сей цветок в одной киевской комиссионке), вдели в уши большие и тяжелые перламутровые серьги. Образ был завершен! Приличная, но веселая и раскованная, стремящаяся обратить на себя внимание броским прикидом девушка идет на дискотеку (а кто не хочет обратить на себя внимание, пусть сидит дома), там подворачивается под руку герою, танцующему с ней, чтобы не маячить рядом с женой и не мешать той искать достойного кавалера для подруги. Между молодыми людьми возникает некое подобие симпатии, но приходит жена, уволакивает мужчину, ошарашенная плясунья только воскликнет вслед: "Алексей, куда же вы?!"

Большие артисты всегда немного кокетливы, вот и Маковецкий спросил меня: "Вы поведете меня в танце?" - "Нет, это вы поведете меня в танце", - строго ответила я, и Сергей тут же заплясал, вспомнив студенческие годы. Мой образ вызвал у него ассоциацию с именем "Жанна", так он ко мне обращался в кадре, и на прощание, увлекаемый женою (блистательной Ларисой Удовиченко), он бормотал: "Жанночка, оревуар...".

Снимали мы сцену дискотеки в каком-то санатории, артист, который должен был исполнять роль ведущего, приехать не смог, и режиссер сам облачился в полосатый пиджак, обмотался новогодней гирляндой, взял в руки микрофон и сыграл как нельзя лучше! В паузах между выходами в кадр я вязала красный мохеровый шарфик - такое профессиональное поведение заставляло всех актеров считать меня своей, местной актрисой. И только Андрей Анкудинов, питерский комедийный артист и шансонье, знал правду - я писала на тот момент заметки о его программе "Шансон белых ночей", была с ним дружна и называла не иначе как "Барон" или "Андре", поскольку в предках у этого благородного юноши имелся немецкий барон, правда, петь он предпочитал по-французски. И когда я хихикаю на крупном плане - это мне за спиной оператора Анкудинов корчит рожи, чтобы получалось естественнее, ведь в два часа ночи не так легко изобразить оживление!

В фильме Барон исполнял роль Жоры, не блестящего внешне, но прекрасной души паренька, от которого в конце концов и решится родить своего "ребенка к ноябрю" героиня Даша (Лариса Шахворостова снималась еще под фамилией Тотунова). Уже когда фильм вышел на экраны, проблематика устарела - отдельную квартиру при расселении аварийных домов матерям с младенцами никто не давал, если обитали они в коммуналке... Впрочем, Даша не просто завела ребенка, она создала семью, как только перестала гнаться за сладенькими красавчиками, научилась ценить подлинную мужскую красоту. Трудно было Ларисе сниматься в такой роли - она рассказала мне в кулуарах, что ей пришлось прервать беременность из-за обострения аппендицита, остался огромный шрам на животе (из-за этого в любовных сценах актрису снимали боком или со спины), а о сердечной ране и говорить нечего. К счастью, впоследствии актриса стала мамой, исполнив свое самое горячее желание, фильм оказался для нее добрым предзнаменованием.

С Маковецким мы впоследствии подружились уже не как коллеги- актеры, а как блестящий артист и восторженный критик. На спектакли Театра Романа Виктюка со своим участием Сергей затаскивал меня через служебный вход, умоляя только спрятаться в портьерах до начала представления, пока не заметили администраторы. А когда уже стал звездой со всей звездной атрибутикой - проводил в зал открыто. Я же дарила ему газеты с восторженными описаниями его игры в спектаклях и фильмах. Потому как продержаться несколько минут в кадре и создать яркий эпизод может порой даже театровед, но сыграть главную роль достойно под силу только большому артисту!

Пересматривая сейчас довольно-таки популярный до сих пор "Ребенок к ноябрю", я с ностальгией подмечаю забавные штришки того времени. Высоко оцениваю трогательную историю дружбы и любви, насмешку над заводящим в тупик следованием стереотипам, блестящую игру таких "эпизодников", как Михаил Светин, Александр Стриженов, Валерий Смецкой, Александр Панкратов- Черный, наконец! Увы, отсутствие достойной работы заставило Павловского уехать в Москву. А на Одесской киностудии ежели и снимается кино, то такое, что лучше бы его не было. Вот включила намедни телевизор, показывали новый одесский фильм: в эпизодах местные артисты, а в главной роли непрофессионал, вопиющая бездарность, она же сценарист, режиссер и продюсер... Но это уже другая история. За нашего уже выросшего "Ребенка" мне отнюдь не стыдно, а о нынешних киношедеврах, созданных по принципу "папа недоделал, мама недоносила", двадцать лет спустя будут помнить только самые дотошные историки кино.

Мария ГУДЫМА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.