+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 32 (1028), 20.08.2010 С ШОПЕНОВСКИМ АКЦЕНТОМНынешний год войдет в историю мировой культуры как Год Шопена. Весь мир отмечает 200-ю годовщину со дня рождения гениального польского композитора и пианиста, одного из самых прославленных и значимых музыкантов в истории человечества. Но всякий юбилей - это не только праздник, а и большая подготовительная работа, которая чаще всего держится на плечах некоторого количества энтузиастов. Однако сам по себе энтузиазм не принесет толку, если не будет дополнен высоким профессионализмом, четким пониманием задач и умением их решать. В Польше юбилеем своего великого соотечественника занялся Вальдемар Домбровский, бывший министр культуры и национального наследия, а ныне директор Большого оперного театра Варшавы. Став председателем Всемирного Шопеновского комитета, он начал искать по всему свету таких же энтузиастов, как он сам. Понятное дело, что в Украине, где Шопен издавна является одним из любимых и часто исполняемых композиторов, такие люди не могли не найтись. По случаю юбилея еще в прошлом году Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Польша в Украине Яцек Ключковский создал Почетный Шопеновский комитет, куда вошли представители украинской творческой и политической элиты. Члены этого комитета содействуют внесению шопеновского акцента в художественную жизнь нашей страны. В состав комитета вошли и четверо одесситов: ректор Музыкальной академии им. Неждановой Александр Сокол, директор филармонии Галина Зицер, арт-директор международного фестиваля "Два дня и две ночи новой музыки" композитор Кармелла Цепколенко, глава миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера профессор Юрий Дикий. В орбиту Шопеновского года, так или иначе, включились и другие деятели искусств нашего региона, почитатели творчества великого поляка. Почти наверняка можно сказать, что у каждого из тех, кто любит Шопена, свое видение замечательного музыканта, представление о нем. Нам показалось интересным узнать, каким же одесситы - музыканты и любители музыки - представляют себе Шопена. Вот как ответил на наше предложение Юрий Дикий, член Шопеновского комитета: - Для меня расхожее выражение "Мой Шопен" неприемлемо. Это выглядит как попытка приватизировать Шопена (или Баха, или Рахманинова). Как исполнитель, то есть вечно сомневающийся человек, я такой "приватизации" очень боюсь. Следует своей игрой убеждать слушателя, что Шопен - твой, слова тут не помогут... А поразмышлять об этом явлении в музыкальной европейской профессиональной традиции, охватывающей последние 350 лет, безусловно, стоит. Я сторонник Г. Нейгауза, считавшего, что исполнитель не может принадлежать всем стилям и композиторам, такой универсализм - это ложь. Мы можем только следовать избранному направлению (открывая его для себя), указанному тем же Шопеном и посвятить себя служению. Три мощнейшие фигуры в европейской традиции - Бах, Моцарт, Шопен. Вот они, при всем уважении к другим прекрасным композиторам, были наиболее сильны в выражении лирического чувства (Тамара Николаевна Ливанова именовала это "лирическим центром"), уводящего в самые глубины духовного мира. Что делает Шопена Шопеном? В своих миниатюрах он создает мир и вовлекает в такие тайники лирики... Достаточно вальсов, прелюдий и мазурок, чтобы обнаружить ответственность: здесь ты вторгаешься в бесконечность гениального. Конкурс имени Шопена в Варшаве, поэтому, возможно, самый сложный, он сложен своей творческой подлинностью... Как член Шопеновского комитета я записал цикл передач, посвященный Году Шопена, на телеканале РИАК в авторской программе Натальи Резановой "Одесский наблюдатель", кроме того, сделал запись избранных пьес (восьми мазурок и двух полонезов) на CD-диске. Совершенно особым видением темы поделилась Кармелла Цепколенко, также входящая в состав Шопеновского комитета: - Всякий раз, когда думаешь о романтизме в музыке, сразу диктующий разум "щелкает" очень четко - Шопен. Шопен - тонкий и волнующий, Шопен страстный и испепеляющий, Шопен - хрупкий и болезненный, Шопен - героический и опасный, Шопен - чувственный и сексуальный. Все эмоции, которые собраны в некой невидимой книге о художнических переживаниях, можно прочитать, прослушать, почувствовать и прочувствовать, прикоснувшись к его произведениям. Физический отрезок жизни, как у многих гениев, очень небольшой - всего 39 лет. Звезда вспыхнула, загорелась, разгорелась и... нет, нет, звезда горит и обволакивает своими удивительными лучами-крыльями все творческое пространство. Не менее поэтично о своем отношении к композитору рассказал известный режиссер и продюсер Сергей Проскурня: - Желязова Воля... Дожди и вётлы... Потом - Варшава... Париж... Белые комнаты в плену Средиземноморья... Попытки найти родственную душу... Непреодолимое одиночество! И в этом одиночестве Шопена - космос нежности, чувственности, глубочайшей искренности... Анастасия Величко в детстве училась в музыкальной школе. И хотя в дальнейшем она пошла по другой стезе, но на всю жизнь сохранила преклонение перед красотой музыки Шопена: - Шопен для меня - огромный мир необычайной красоты. Когда у меня есть время и возможность, я сама сажусь за пианино или включаю записи его произведений, и тогда на какое- то время отступает все будничное. Музыка Шопена - это окно в удивительные дали, где царит Красота. И всегда очень хочется, чтобы этот мир никогда не покидал тебя. А каков ваш Шопен, уважаемые читатели? Поделитесь с нами своими мыслями и впечатлениями. Александр ГАЛЯС,
|
|
|||||||||||||||
|