+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 30 (1127), 17.08.2012 "Я ДРУГОЕ ДЕРЕВО"Микаэл Таривердиев принимал участие в создании всего лишь одного фильма Одесской киностудии - "Прощай", автором сценария и режиссером которого выступил поэт-фронтовик Григорий Поженян, участник обороны Одессы. Картина не имела никакого успеха, но именно она определила многое в творчестве композитора. Впрочем, лучше всего об этом рассказал сам М. Таривердиев в своих воспоминаниях, не без вызова названных "Я просто живу". "Звонит мне как-то замечательный поэт Григорий Поженян. - Микаэл, я гонимый поэт... А ты гонимый композитор. - Почему это я гонимый? - Ну тебя же в Союзе гоняют? - Гоняют. - Давай сделаем вместе картину. - Как это? - Я буду снимать картину на Одесской студии. - Как ты будешь снимать картину? - Как режиссер. - Но ты же не режиссер, Гриша, ты поэт. - Я гений. Я могу все, - сказал Гриша. И вот я приехал к нему в Ялту, где он действительно снимал картину о моряках в годы войны. Гриша - замечательный, милый парень. Но, кроме того, он еще и герой Одессы. Он старше меня лет на десять. В годы войны он был в отряде черноморцев, которые Одессе ценой своей жизни дали воду... Так вот Гришу все знали и очень любили. В его фильме согласились сниматься Иван Переверзев, звезда тогдашнего экрана, Олег Стриженов и многие другие замечательные актеры. Но Гриша, будучи с одной стороны поэтом, а с другой стороны командиром-моряком, плохо представлял себе, как нужно общаться с актерами, тем более знаменитыми, которые и сниматься-то приехали только потому, что любили его как поэта и как хорошего мужика. А Гриша стал ими командовать. И очень сильно. Он объявил: - Здесь два гения. Я и Таривердиев. Все остальные - наши служащие. Я стал хохотать, думая, что он просто дурака валяет. Но Переверзев на него очень обиделся. - Гриша, как твой фильм называется? - спросил он. - "Прощай!" - Прощай, Гриша! - Переверзев сел в самолет и улетел в Москву. - Гриша, что ты делаешь! Ведь уже полкартины снято! - в ужасе говорю я ему. - Не волнуйся, Мика. Я ведь не только режиссер, но и автор сценария. Нет вопросов. И вот снимают сцену, в которой должен был играть Переверзев. У него была роль адмирала. Входит вестовой, спрашивает: - А где товарищ адмирал? - Убит, - отвечают ему. Так избавились от замечательного бедного Переверзева. Проходит неделя. По какому-то поводу Гриша стал объяснять Олегу Стриженову, что он очень плохой артист и плохо играет. Олег не выдерживает: - Гриша, как твой фильм называется? - "Прощай!" - Прощай, Гриша! - Садится в самолет и улетает в Ленинград. Он играл капитан-лейтенанта. - Гриша, что ты делаешь?! - воплю я. А он: - Ничего. Режиссер Поженян прикажет сценаристу Поженяну, и он перепишет сценарий. Начинается съемочный день. Актеры сдают ему текст. Входит какой-то офицер и спрашивает: - А где капитан-лейтенант? - Убит, товарищ командир. Так Гриша поубивал всех. И не потому, что нужно было убивать, просто они все отъехали. Конечно, фильм не получился. Да он и не мог получиться. Но мы замечательно провели время. Мы решили, что к этому фильму будет написано семь монологов на стихи Гриши: "Я такое дерево", "Мне хотелось бы...", "Песня о дельфинах", "Я принял решение", "Сосны", "Вот так улетают птицы", "Скоро ты будешь взрослым". Певицу я нашел. Это была Лена Камбурова, никому не известная тогда девочка, окончившая эстрадно-цирковое училище. Она любила петь песни Окуджавы и пела их хорошо. Я стал делать с ней цикл монологов. Но потом мы поняли, что в этом мужском фильме женский голос невозможен. Певца, который мог бы это сделать, я не нашел. Певцы оперного плана спеть это не могли, потому что исполнять монологи нужно было не на поставленном дыхании, не поставленным голосом, а как бы неголосово, скорее актерским голосом. Но для актеров, которые, может быть, и умели петь, это было слишком сложно. Сложный интонационный ряд. Невозможно было свести эти умения в одном человеке. В Лене Камбуровой это сошлось. В какой-то степени. Но нужен был мужской голос. Именно поэтому я был вынужден попробовать сделать сам. Я записал всю музыку к фильму, после вышла пластинка, которая имела довольно большой успех и стала известной. Огромный тираж - около двух с половиной миллионов. Музыка из фильма звучала везде. Но опять-таки она не была предназначена для массового пения, и уж совсем не для ресторанов. И в то же время это была не камерная музыка, не для камерного зала, но и не массовая. Так сложилось то, что потом, по-моему, Родионом Щедриным было определено как музыка третьего направления. Какой-то новый жанр, новые интонации, новая манера исполнения". Дополнение к этому рассказу - "Мне рассказывали, что на премьере в Доме кино кто-то иронично попросил убрать изображение и оставить только звук. Картина успеха не имела. Музыка и поэзия, а именно монологи в исполнении Микаэла Таривердиева, имели грандиозный успех. Монологи стали расходиться на "костях" (на рентгеновских снимках, был тогда такой способ пиратского, подпольного тиражирования), потом миллионными тиражами музыка была издана фирмой "Мелодия". В контексте того времени, контексте шедевров, которые один за другим выходили в свет, завершенного самого в себе кинематографа Тарковского, Параджанова, Калика, Рязанова (ряд имен можно продолжать) фильм Поженяна был неудачей. Не был оценен даже эксперимент, который был в нем поставлен. Когда картину смотришь сегодня, она поражает присутствием чего-то мощного, несомненной поэтикой эпизодов, композиционной, графической завершенностью отдельных кадров, абстрактно снятых, но поразительных картин моря. И, конечно же, новаторством самого приема исповеди в монологах, мало связанных с ходом сюжета, но связанных с мироощущением героев и прежде всего авторов. В фильме "Прощай", в рамках чужого замысла, но все-таки собственного выбора поэзии, окончательно сформировалось то, что Микаэл Таривердиев назвал третьим направлением. Эпатаж был чужд ему в принципе. Он любил строгие костюмы и галстуки, он уступал место женщинам и вообще не мог сидеть, если женщина стоит. Он - человек хороших, традиционных манер, спокойного общения. Он никогда не стремился к вызову. И все-таки вокальный цикл на стихи Поженяна, эти шесть монологов, стали вызовом. Кого-то они покоряли с ходу. Кого-то эпатировали. "Я такое дерево. Я такое дерево. Я другое дерево" - это была крайняя степень откровенности, это было безоглядное утверждение собственного "Я". Подготовил
|
|
||||||||||||||||
|