Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 29 (1422)
23.08.2018
НОВОСТИ
Праздник
Море
Острая тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Официально
Спорт для всех
Спорт
Культура
Мнение
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 29 (1422), 23.08.2018

ПРИНУЖДЕНИЕ К НАШЕЙ ЖЕ ВЫГОДЕ

В апреле этого года Офис торгового представителя США приостановил для части украинских товаров действие Генерализированной системы преференций (GSP).

После чего Украина потеряла возможность беспошлинного экспорта в США товаров по 155 позициям, что принесло нашей стране убытки в десятки миллионов долларов.


"ОТВЕТКА" ЗА КРАЖУ ИНТЕЛЛЕКТА

Вот что говорят эксперты о причинах такого жесткого решения.

"Не секрет, - пишет Алена Омельченко, руководитель практики международной торговли юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры", в "Европейской правде", - что США уделяют особое внимание защите прав интеллектуальной собственности, в первую очередь, американских правообладателей, в разных странах мира. С этой целью Офис торгового представителя США с 1989 года на ежегодной основе проводит пересмотр "Специального доклада 301" о нарушении прав интеллектуальной собственности в разных странах мира. Этот документ определяет перечень стран, в которых не обеспечивается адекватная и эффективная правовая охрана интеллектуальной собственности и защита авторских и смежных прав. К таким странам США могут применять различные ограничения и санкции".

О том, что Украину стоит лишить доступа к GSP, Международный альянс интеллектуальной собственности (IIPA) говорил не один раз. Не то, чтоб в Украине совсем не принимались меры по улучшению защиты интеллектуальной собственности - после вступления в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС "процесс пошел". Соглашение включает положения об Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (УВЗСТ), где защите интеллектуальной собственности уделяется особое внимание. В упомянутых документах содержится требование к Украине модернизировать национальную систему ПИС (права интеллектуальной собственности). Без создания стабильной правовой среды для защиты ПИС надеяться на привлечение иностранных инвестиций, и, как оказалось, на рост экспорта - не стоит. В уже упоминавшемся "Специальном докладе 301" ("301 Priority Watch List") речь шла о том, что нелегальное программное обеспечение (ПО) широко используется в Украине органами государственной власти. Кроме того, нет и способов эффективной борьбы с распространенными нарушениями авторских прав в сети Интернет. Более того, согласно данным Офиса торгового представителя США, в 2015 году доля "пиратского" ПО, которое использовалось в госструктурах, составляла от 60 до 80 %.

После предупреждений со стороны международных структур украинские власти все же решились сделать несколько шагов на пути реформирования данной отрасли. Немаловажно, что со стороны Евросоюза в сфере реформирования законодательства по ПИС Украина получает существенную поддержку. Так, с 2014 до 2016 годы действовал Проект Twinning "Усиление правовой охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в Украине", исполнителями которого были испанское и датское ведомства по вопросам патентов и торговых марок. Этот проект был направлен, в первую очередь, на повышение квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности и гармонизацию украинского законодательства с европейским. При помощи европейских экспертов были разработаны законопроекты, призванные внести порядок в сферу защиты прав интеллектуальной собственности. Учитывая эти обстоятельства, США 22 декабря 2017 года предоставили отсрочку на 120 дней - компромиссное решение, которое могло бы предотвратить апрельскую катастрофу. Но после того, как за этот (отнюдь не маленький - четыре месяца) срок в Украине не была решена ни одна из проблем, беспокоящих американцев, торговые ограничения вступили в силу.

Забавным в истории с авторским правом является то, что США пытаются заставить Украину сделать то, что нужно и выгодно нам самим. И не только из-за беспошлинной торговли со Штатами и с кем бы то ни было. Интеллектуальная собственность во всем мире - это стремительно растущий многомиллиардный рынок, закрытый для Украины из-за недостаточного для развития отрасли минимального набора законодательных норм.

"ФОН" ПРИНОСИТ МИЛЛИОН

Одна из самых больших, но неочевидных для "среднестатистического" гражданина, проблем - неправомерное использование музыки. Непросто найти в Украине заведение для еды или отдыха, где бы не звучали зарубежные (и не только) мелодии. При этом ни о каком согласии правообладателей чаще всего даже речи не идет. На языке юристов, имеет место массовое нарушение авторских имущественных прав создателей этих песен и композиций. Многомиллионный поток подобных нарушений, при том, что виновные неизменно остаются безнаказанными, стал одной из причин ограничить беспошлинный украинский экспорт в США.

"То, что американцы начали "бить" нас пошлинами за нарушение авторских и смежных прав - решение хоть и болезненное, но предсказуемое, - утверждает экономист Алексей Кущ. - О том, что нужно предпринять хоть что-то, было известно еще 22 декабря, когда Дональд Трамп предупредил о возможном пересмотре торговой политики. В результате Украина была признана "недобросовестным партнером".

Хотелось бы напомнить о том, что согласно выводам Эрика Райнерта, право интеллектуальной собственности является "одной из глобальных причин, по которым богатые - богатеют, а бедные - беднеют": это тот рынок, с правилами которого нужно считаться. Даже если нам безразличны собственные доходы от ПИС, другие страны продолжат неизменно требовать от Украины соблюдения своих интересов.

Юрист Зафар Мирзоев говорит о том, что бесконтрольное использование музыки в сфере услуг является огромной проблемой.

"Музыка звучит в кафе, барах, ресторанах, ночных клубах и детских развлекательных центрах, являясь, зачастую, отличительным признаком заведения, - утверждает эксперт. - Владельцы этих заведений, естественно, отрицают осознанность использования музыки и ее прямое влияние на доход, но оно есть. Странно было бы слышать в ресторане итальянской кухни украинские народные песни - впрочем, они там и не звучат".

Небеспочвенность подозрения юристов в наличии коммерческой составляющей у "фоновой" музыки подтверждает и маркетолог Кирилл Сычов:

"То, что музыка - просто фон и никак не влияет на доходы, конечно же, неправда. Вы когда-нибудь обращали внимание на музыку в супермаркете? Треки подбираются циклами, исходя из приблизительного времени прохода покупателей по всем отделам. Под медленную, умиротворяющую музыку покупатели непроизвольно идут медленнее, обращая больше внимания на товары на полках. Человек так устроен, что подстраивается под ритм окружающей среды: в супермаркете этот ритм задает ненавязчивая музыка, которую даже не всегда хорошо слышно. После медленной части ставят быстрые, энергичные мелодии - люди невольно начинают стягиваться к кассе, очередь движется быстрее, разгружая магазин перед новым циклом. Все это существенно увеличивает продажи, и даже звучащая в магазине реклама встраивается в строго отведенное время. Я работаю только с магазинами, но, на самом деле, этот принцип работает везде - от общепита до салонов красоты. Конечно, вряд ли так называемый "мелкий" бизнес задумывается о технологиях манипуляции посетителями всерьез, но и у них обязательно играет музыка - чаще всего универсальная "попса". Современный мир очень шумный - машины, музыка, люди, животные. Тишина доставляет дискомфорт на подсознательном уровне, она непривычна человеческому уху - человек становится тревожным и не чувствует себя в безопасности. Так что даже бездумно включенное радио в каком-нибудь маникюрном салоне на самом деле повышает продажи: из безмолвного места потенциальные посетители просто сбежали бы навсегда".

"То, что за рубежом приносит многомиллионные доходы правообладателям и авторам, в Украине не стоит ни гроша,- продолжает тему юрист Зафар Мирзоев. - Контроль за использованием музыки возложен на правообладателей, но, понятное дело, что даже такие мощные компании, как "Мун Рекордс" (крупнейший импортер западной музыки в нашей стране), не в состоянии проконтролировать добросовестность многочисленных заведений. Фактически единственный действующий механизм защиты прав на интеллектуальную собственность сегодня - обращение в суд".

Прошлым летом история успеха правообладателя была у всех на слуху. Когда Хозяйственный суд Одесской области оштрафовал бар "Лагуна" в поселке Затока на сумму в 16 тысяч гривен за незаконное использование музыкальной композиции "Клуб" в исполнении группы "Montana", кто-то удивился, а кто-то - обрадовался, что у нас тоже "как в Европе". Но ни один штраф не может быть гарантией добросовестного использования музыки в будущем.

"Во всем мире, - поясняет З. Мирзоев, - существуют "организации коллективного управления авторскими правами", которые занимаются сбором роялти с тех, кто использует музыку в своей деятельности. То есть, с этих бесчисленных кафе, ресторанов, клубов - и, конечно же, с телеканалов и радиостанций. Из-за того, что системы подобных организаций у нас практически нет, Украина много лет выплачивала зарубежным исполнителям минимальные суммы - хотя западная музыка у нас очень востребована".

"БИТИЕ" ПРОБУДИЛО СОЗНАНИЕ

Американские санкции не прошли даром. Верховная Рада 246 голосами приняла законопроект № 7466, который регулирует систему управления авторскими или смежными правами с помощью организаций коллективного управления (ОКУ).

Теперь стало намного легче пресекать незаконное использование интеллектуальной собственности.

Стоит отметить, что расширенное коллективное управление распространяется на всю территорию Украины. Оно касается имущественных прав всех правообладателей в сферах, в которых аккредитована ОКУ, и даже тех, кто не заключал договор с организацией.

Вместе с тем расширенное коллективное управление применять в ограниченном количестве сфер, а именно:

- публичное исполнение и вещание музыкальных произведений;

- право на вознаграждение для исполнителей и производителей фонограмм за публичное исполнение или демонстрацию зафиксированных в них версий;

- право на справедливое вознаграждение для исполнителей и производителей фонограмм за публичное оповещение фонограмм и зафиксированных в них исполнений, кроме кабельной ретрансляции.

В каждой сфере определяется одна аккредитованная организация коллективного управления, хотя допускается существование и дополнительной организации. Это предусмотрено на тот случай, если возникнет конфликт интересов между основной категорией правообладателей и другими категориями создателей. Такая дополнительная организация не будет обладать правом сбора денег в пользу деятелей искусства, но сможет требовать их у аккредитованной организации, чтобы затем распределять средства между правообладателями.

Законом предусмотрены сферы осуществления обязательного коллективного управления. Среди них:

- право следования в отношении произведений изобразительного искусства;

- создание фотокопий произведений и их частей (отрывков);

- воспроизведение в домашних условиях и в личных целях произведений, исполнений, зафиксированных в фонограммах, видеограммах, их экземплярах, а также аудиовизуальных произведений и их экземпляров;

- кабельная ретрансляция объектов авторского/смежных прав, кроме прав организаций вещания в отношении их собственных программ вещания.

В законе прописано, что организации коллективного управления будут определяться по результатам открытого конкурса.

Также законом предусмотрено создание и ведение Реестра организаций коллективного управления. Его будет вести Учреждение (центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере интеллектуальной собственности).

С другой стороны, и сами создатели произведений искусства должны декларировать свои имущественные права, чтобы можно было идентифицировать их произведения. А те, кто имеет намерение воспользоваться произведением искусства, должны сначала заключить договор с организацией коллективного управления в определенной сфере.

Закон применяется к отношениям, которые возникли после его вступления в силу. А что касается электронной системы регистрации и учета в сфере авторских и смежных прав, то она начнет действовать с 1 июля 2019 года.

Тамара ГЛАДКАЯ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.