![]() | ![]() |
+ Новости и события Одессы![]() Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! ![]() ![]() |
Номер 15 (911), 25.04.2008 ТАКОЙ СОВРЕМЕННЫЙ ВЕТХИЙ ЗАВЕТПоявление нового спектакля под названием "Танахшпиль" в репертуаре Одесской русской драмы - событие незаурядное. Слово "Танах" представляет собой аббревиатуру древнееврейских названий разделов Ветхого Завета "Тора", "Небиит" и "Кетубит" ("Пятикнижие", "Пророки", "Писания"). Впервые данное слово появилось в трудах средневековых еврейских богословов. И в современном Израиле Танах продолжает играть существенную роль в развитии общества, его образы и сюжеты вдохновляют людей литературы и искусства. Соединив два слова из языков иврит и идиш, автор сценария, режиссуры и хореографии Евгений Лавренчук получил понятие "игра в Ветхий Завет". Художник, заслуженный деятель искусств Украины Григорий Фаер, талантливо воплотил предложенное режиссером.
- Круг современных текстов израильской прозы, балансируя между американским прагматизмом и семитской фатальностью, ввергает нас в столь милый нашему сознанию современный абсурд. Этот абсурд выражен в политике, экономике, образовании: Мы не представляем себе, что можно жить иначе. В духе комедии абсурда решена, например, сцена с двумя кассирами - Давидовым и Риджуанеттой. Он служит в кинотеатре, она в автобусе, прежде никогда не встречались, и теперь им предстоит в рамках ток-шоу выяснить, в чем различия службы каждого, кому лучше живется. Эмоции бьют через край! Действительно, Давидов совершенно уверен, что уж лучше смотреть из окна автобуса на улицу Леви, чем разговаривать с контролером Ициком Леви из кинотеатра! Правда, в конце концов, оказывается, что персонажи проделывают такое объяснение далеко не впервые... Другая историйка в лучших традициях театра абсурда - синхронные реплики двух девушек, объясняющих "известному психологу", будто "все, кто его знал, переменили о нем мнение, так как принимали его за другого, перепутали Розенцвайга с Ахтенцвайгом"... Объясняя, почему спектакль решен в непривычном жанре, обозначенном "патография времени", режиссер снова обратился к соединению слов: в данном случае это "патология" и "биография", то есть "патология биографии", "жизнь, увиденная с точки зрения патологии". Дерзость? Возможно. Но решиться на подобный эксперимент мог лишь неординарно мыслящий режиссер, каковым и является Евгений Лавренчук, ученик Романа Виктюка, художественный руководитель Польского театра в Москве. В Одессе он уже прекрасно зарекомендовал себя спектаклем "Сумерки богов" ("Александр Вертинский и Вера Холодная"). Эта постановка не только украсила репертуар Русского драмтеатра, но и получила прекрасный прием на двух международных фестивалях - "Соотечественники" в Саранске (диплом лауреата) и "Уик-энд с театрами Украины" в Варшаве. Нынешний спектакль театру следовало, конечно же, смелее рекламировать, подавать как сенсацию, ведь он достоин этого куда больше, чем многие другие, идущие здесь постановки. Только попадая в зал, понимаешь, что напрасно за месяц до премьеры публике не сообщалось о рискованных мизансценах, парадоксальных текстах, о том, что сугубо молодежный состав исполнителей (молодая часть труппы театра, а также студенты театрально-художественного училища) играет значительную часть времени... в воде. Если о премьерах принято высказываться в том роде, что "спектакль сырой", так это тот самый случай. Нет, дело не в недоработках каких-то, не в нетвердом знании артистами своего текста - просто ряд сцен решен под струями воды то из душа, то из труб на колосниках. Сцена не промокает, поскольку планшет устлан несколькими слоями полиэтилена, живописные кулисы и задник тоже защищены полиэтиленовыми полотнищами, а микрофоны артисты завернули в обрезки дождевика... Исполнители мерзнут, конечно, хотя и уверяют, что воду им "тепленькую" подают. А сострадательный зритель тревожатся: "За что это с ними, как с генералом Карбышевым?!". Просто удивительно, что в столь сложных условиях ребята мастерски подают текст и сохраняют пластическую выразительность, даже оскальзываясь в лужах. А как красивы струи воды, плавающие прямо на сцене кубики с горящими свечами на них! Игра с кубиками обрамляет и пронизывает все действо; их расставляет Мальчик (Альберт Солдатов), подхватывают персонажи, садятся на них, сооружают подобие пирамиды или вовсе выносят, наконец, пускают в плавание. Но все же дождь заканчивается, потому что "большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее". Остается добавить, что игра Ярослава Белого, Михаила Игнатова, Ольги Кондратьевой, Ланы Крымовой, Ольги Салтыковой, Николая Шкуратовского и других молодых артистов на голову выше того, что они обычно демонстрируют под руководством других режиссеров. И - на другом материале. Спектакль "Танахшпиль" не грех посмотреть несколько раз, удивляясь его многогранности, сочетанию обаяния вечности с остро подмеченными штрихами повседневности. Мария ГУДЫМА. Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО.
|
|
||||||||||||||
|