Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 9 (1254)
13.03.2015
НОВОСТИ
События
Проблемы
Правопорядок
Новые имена
Спрашивайте - отвечаем
Мяч в игре
Спорт
Культура
Юбилей
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 9 (1254), 13.03.2015

НУЖНЫ ЛИ КОНКУРСЫ ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ?

Как мы уже сообщали, многолетний автор нашей газеты Раиса Краева в конце прошлого года стала лауреатом сразу двух конкурсов. Она выиграла Международный конкурс по гуманной педагогике в номинации "Родительская миссия" и заняла третье место на Всеукраинском конкурсе журналистских материалов, посвященных проблеме воспитания детей в интернатах. Все трое детей Раисы Васильевны (да и сама мама) принимали участие в популярном телепроекте "Самый умный", доходя в том числе и до финала. Плюс ко всему члены семьи Краевых не раз становились лауреатами разных творческих состязаний. Это побудило нас обратиться к Раисе Краевой с предложением поразмышлять над тем, насколько нужны и важны разного рода конкурсы и соревнования детям и взрослым.

Сразу оговорюсь, что не стану затрагивать тему спортивных состязаний. Хотя к таким соревнованиям и я, и мои дети, и мои воспитанники тоже имеют некоторое отношение. Но спортивное ориентирование, туризм и скалолазание, а особенно сверхмарафонские пробеги и турпереходы (а именно в этих соревновниях мы время от времени участвуем) рассматриваем как опыт, приобретение и проверку навыков. При этом имеются в виду не только сугубо спортивные вещи - сила, выносливость, скорость, ловкость; тут, скорее, речь идет о навыках принятия решений, в том числе, в стрессовой ситуации, и решений коллективных, когда приходится делать выбор между "хочу", "могу" и "надо".

Речь пойдет о конкурсах интеллектуальных.

Понятное дело, что сразу возникает вопрос: а здесь куда гнаться, кого обгонять, кому что доказывать?

Мне, как опытному "бойцу" в этом жанре и маме аж троих участников проекта "Самый умный" (к сожалению, оказавшегося ненужным обеим странам, так дружно его в свое время начинавшим), видны результаты, как говорится, "длинные". В большинстве своем "умники" первого, старшего поколения (сегодня им от 20 до 24 лет), прожившие как минимум 5-7 лет телевизионных битв, живут намного интереснее и продуктивнее своих не менее интеллектуальных друзей и сверстников.

Конечно, это всего лишь мой личный опыт и наблюдения, но это более 10 лет и более сотни (а то и нескольких сотен) ребят. Они конкурентоспособнее, закаленнее, гибче и в результате - сильнее. В том числе потому, что были на виду, вертелись в среде себе подобных и так или иначе конкурировали. Эти ребята видны сегодня и среди игроков уже взрослых "умных" телеигр, и просто среди профессионалов в своих областях, они свободно владеют языками от английского до китайского, легко перемещаются по миру, в том числе друг к другу к гости. Примерно такими же были в свое время результаты олимпиад и Малых академий, когда росли поколениями и потоками.

Однако сегодня есть некоторые тенденции, которые снижают результативность этого явления.

Где открытые защиты интересных детских проектов, профильные лагерные смены, массовые лагеря и экспедиции юных экологов, геологов, математиков и т. п.?! Куда подевались доступные кружки юных техников, радиолюбителей, авиамоделистов?! Каждое известие о чем-то подобном встречаешь как экзотику и вместе с другими родителями тщательно проверяешь на "пиар": действительно ли в лагере математиков будут преподаватели достойного уровня, а в лагере английского языка все не закончится массовым купанием и песенками по вечерам. Чтобы понять причины таких вопросов, почитайте форумы учителей и - особенно - родителей.

Это - что касается детей.

Теперь о взрослых.

В свое время мой наставник, заслуженный учитель Украины Сергей Михайлович Козлов из 121-й школы, на первой же неделе нашей работы в школе, куда мы с подругой попали после окончания университета, сказал: "Девчонки! Чуть отдышимся в начале сентября - и вперед, начинаем давать открытые уроки. Бояться не имеет смысла - иначе так всю жизнь и будете дрожать. Стартовать надо быстро - а там и опыт придет".

Как сейчас, помню здание 122-й школы, детей за партами и свой первый "большой" открытый урок - примерно в октябре. Тогда набирало силу движение учителей-новаторов, становилось модно давать уроки в незнакомых классах. Подготовленные мной таблички с именами для каждого ученика были едва ли не ноу-хау, но очень помогли в процессе. А моя сказка о звуках и буквах повергла в уныние одну весьма опытную, но явно консервативную даму из числа коллег, которая буквально не давала мне проходу, пытаясь узнать, где я взяла столь замечательный текст. Абсолютно правдивая версия о вдохновении в пять утра текущего дня ее почему-то не устроила. А Козлов был доволен: "Ни минуты в тебе не сомневался, молодец!"

В родной украинско-английской 121-й, на последующих открытых уроках важно было видеть учеников, которые буквально терялись (в прямом смысле этого слова) среди многочисленных "посетителей". Это Сергей Михайлович, который тогда был весьма популярен среди "высшего методического руководства" области, щедро делился; кроме самого Козлова, в "меню" были и уроки Марии Игнатовой (ныне Максимовой), Виктории Польской (сменила меня затем "на посту" классного руководителя), и Ирины Яроцкой (за которую ученики и учителя дружно болели на первом конкурсе "Мисс Одесса"), и более опытных коллег. К слову, в данной ситуации был калейдоскоп стилей и возможностей, а не соревнование, что крайне важно в профессиональных конкурсах именно для учителей.

Затем в моем жизненном опыте возникли дистанционное образование и конкурсы "Дистанционный учитель года". Это совершенно отдельный жанр, и я очень рада, что прошла эти несколько марафонов и стала лауреатом четырежды - с 1999 по 2002 год. Почему марафон? Таков регламент. Практически ежедневно, с сентября по декабрь, участники были вовлечены в разного вида деятельность; по мере развития технологий это были форумы, чаты, написание и обсуждение статей, разработка планов уроков и сценариев внеклассных мероприятий и как венец - проведение дистанционных уроков. Тут стоит учесть сразу несколько факторов: это были группы или классы из разных регионов, причем одновременно, на них присутствовали академики и эксперты - члены жюри и, наконец, техника, скорость и надежность работы сетей желали много лучшего. И все это ты должен был предусмотреть заранее. Помнится, у меня в рамках зачетных уроков были на связи ребята из Красноярского края, Якутии, Карелии, Подмосковья, Санкт-Петербурга. А это не только разные часовые пояса, но и некоторые особенности менталитета. Так, была некоторая заминка, когда мои "Уроки Бабы-Яги", от которых покатывались со смеху питерские студенты, не совсем "пошли" у якутов (вернее, не столько у детей, сколько у учителей, традиционно привыкших к "дисциплине и порядку"). Но Валерий Федотов (сегодня он проводит Международную математическую олимпиаду "Формула единства") успокоил: "Не расстраивайтесь и не берите в голову, для поправки настроения пришлю вам гогот моих студентов, на который сбежались из соседних аудиторий. Вам ура!"

Если взять имена-фамилии участников тех конкурсов, а доходили до финала сильнейшие, не более 30 % от числа стартовавших, то практически все и сегодня незаурядны и на плаву, не утратили творческого запала: что-то проводят сами, где-то участвуют, что-то пишут, практически у всех интереснейшие методические сайты. Ну и детки таких учителей (вот еще одна социальная ниша), за редким исключением, получают уникальный опыт и сами приобретают массу полезных жизненных навыков.

Как минимум, мне тогда без помощи моего старшего сына Алексея было не обойтись. Ведь во время первого дистанционного марафона среднему сыну Александру едва стукнуло полтора года, а дочь Наталья и вовсе родилась в самом разгаре одного из марафонов. Тогда коллегам понравилась моя объяснительная: "Прошу простить мое отсутствие в эфире в течение недели. У меня уважительная причина - родила дочь". В тайну заранее под страшным секретом был посвящен только академик Андрей Хуторской, который уже тогда предлагал мне из участников подняться на ступеньку выше и войти в жюри. Но дух состязания и готовность к новым испытаниям победили - и я снова вышла в финал.

Леша же уже в шесть лет впервые принял участие в дистанционной олимпиаде, заняв третье место в одной из номинаций (при минимальной технической поддержке с моей стороны), а уже в 7-8 лет, став старшим братом, не только разгружал маму, гуляя с коляской, но и полноценно консультировал моих учеников, которые были старше его на три-четыре года, помогая им выполнять задания и, главное, оформлять работы, сообразуясь с техническими требованиями формата и объема файла, названия и структуры. Мы тогда так и писали: "координатор группы - Алексей Краев, 8 лет".

Теперь о конкурсах очных.

Тут позволю себе немного минора. С большим уважением отношусь к разного вида шоу, но зрелищность и внешний лоск не главное в профессии педагога. А многие известные мне конкурсы, особенно, финалы, это финансовые вложения в костюмы, клипы, видеосюжеты, что, как минимум, не согласуется с реальными доходами сегодняшнего учителя и далеко не всегда отражает особенности творчества самого участника (и даже не его группы поддержки). И практически все перекочевывает из школьного класса и школы на сцену и на телевидение.

Но бывают исключения - и я их радостно принимаю и приветствую. Это именно профессиональные конкурсы, когда во главу угла ставятся мастерство, талант и творчество, а уж затем - некоторая "обертка" и презентация. Этим, к примеру, конкурс "Внешкольник года" отличается от конкурса "Учитель года". Возможно, потому что здесь имеет место настоящий фейерверк идей: в кружках нашей внешкольной системы представлены все мыслимые и немыслимые виды танцев, вокала, оригинального жанра, прикладные виды творчества и даже социально-реабилитационное направление. Свою роль играют, наверняка, традиции Воронцовского Дворца, где много лет проходит этот конкурс, а также фигура неизменного члена жюри Валерия Бегуновича.

Так что вопрос о том, нужны ли творческие конкурсы, не стоит. Нужны однозначно, и вся проблема - выстроить их таким образом, чтобы побеждали действительно самые талантливые и умелые.

Раиса КРАЕВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.