Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 06 (1399)
23.02.2018
НОВОСТИ
Острая тема
Проблемы и решения
Проблема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
История
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 06 (1399), 23.02.2018

ПОКА ЧТО ГЛАДКО НА БУМАГЕ

Одесситам доступно много инструментов участия в городской политике, однако на практике ими часто не так легко воспользоваться.

К такому выводу пришли эксперты Одесской областной организации Комитета избирателей Украины, оценивая уровень привлечения граждан к управлению городом.

В основу оценки были положены принципы, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития. Использованный подход позволил не только диагностировать, как нормативно регулируются или, наоборот, не регулируются возможные формы привлечения граждан к управлению на городском уровне, но и показать слабые стороны в практике применения уже имеющихся инструментов.

Наиболее активно в Одессе используется информирование граждан - одностороннее взаимодействие, которое происходит преимущественно по инициативе горсовета и не предусматривает обратной связи от граждан относительно предмета коммуникации. Не обнародуются стенограммы официальных заседаний, нет единой системы учета публичной информации, неполны биографии депутатов и чиновников, графики приема граждан должностными лицами, членами исполнительного комитета и депутатами горсовета, не всегда своевременно анонсируются заседания постоянных комиссий.

Лишь наполовину используются инструменты осуществления различных форм консультаций с гражданами, то есть, двустороннее взаимодействие, которое предусматривает обмен информацией между сторонами взаимодействия по внедряемой органом местного самоуправления политике, получение обратной связи от граждан по внедряемым мероприятиям. В качестве положительного момента эксперты отметили использование электронных сервисов взаимодействия с гражданами, в том числе системы обращений граждан с трекингом процесса рассмотрения поданных заявлений. Перспективным представляется распространение электронной формы получения замечаний и предложений граждан к проектам решений горсовета. Впрочем, такой инструмент для осуществления консультаций с гражданами использовался только один раз, поэтому о полноценном его введении говорить пока рано. А для дальнейшего продуктивного использования нового инструмента представляется необходимым подготовка и утверждение соответствующего Положения о консультациях с общественностью, которое будет предусматривать четкие механизмы и процедуры его использования.

Однозначно недостатками эксперты сочли отсутствие Общественного совета, проведение общественных слушаний только по обязательным вопросам, проблемы с доступом к официальным заседаниям горсовета, дискриминацию в приеме граждан городским головой и т. п.

Степень использования инструментов активного участия граждан, а именно, делегирование части властных полномочий напрямую гражданам определена введением бюджета участия в 2017 году, а также использованием гражданами возможности подачи местной инициативы, которая тем не менее не была результативной.

Имеющиеся в Одесском горсовете практики взаимодействия с гражданами свидетельствуют о высоком уровне обеспеченности прав граждан в городских нормативно-правовых актах, а также существенную определенность и четкость процедур привлечения граждан. Тем не менее определенные процедуры, установленные в горсовете, затрудняют гражданам взаимодействие с органом местного самоуправления, а в некоторых случаях даже противоречат установленным нормативно-правовыми актами гарантиям прав. Так, к примеру, Регламентом городского совета гарантирован свободный доступ граждан к его заседаниям, но на практике действует пропускной режим, что неоднократно приводило к конфликтным ситуациям с общественными активистами.

Практика взаимодействия с гражданами в общем соответствует принципу активной гражданской позиции за счет наличия городской программы поддержки социальных инициатив благодаря Программе решения приоритетных социальных проблем города Одессы и реализацией совместных инициатив с общественными организациями. Хотя последнее касается только социально-направленных или культурных проектов и мероприятий.

Результаты исследования выявили проблемы недостатками со своевременностью опубликования проектов решений, анонсов заседаний постоянных комиссий и других важных публичных событий, например, анонса отчета городского головы, осложненными процедурами доступа к заседаниям совета и попадания на прием к городскому голове, что влечет чрезмерные затраты времени граждан и т. п.

Невысокой оказалась объективность городского совета в практике привлечения граждан. В частности, отсутствуют процедуры обжалования гражданином любого своего взаимодействия с органом местного самоуправления. Например, когда гражданин считает, что в активном доступе к информации было отказано несправедливо, он не может апеллировать к руководству того, кто предоставлял ответ на запрос на информацию, а может использовать только сложную процедуру обращения в суд. Или, если гражданин считает, что его проект для бюджета участия несправедливо был отклонен для вынесения на дальнейшее голосование, у него нет возможности быстрого обжалования такого отказа. Тем не менее появились и примеры прогрессивной практики, соответствующие принципу объективности: инструкции по использованию инструментов электронной петиции и подачи проекта для бюджета участия, дополнительно разъясняют имеющиеся процедуры для таких инструментов.

Низкий уровень соответствия принципа обеспеченности ресурсами в основном свидетельствует о недостатках внутренней организации процессов привлечения граждан. В этом плане основная проблема Одесского городского совета - обеспечение достаточными кадровыми ресурсами, а также рабочего времени у ответственных исполнителей для полноценного обеспечения выполнения объемных задач информирования, консультирования и обеспечения активного участия граждан.

Самая низкая оценка дана экспертами соответствию установленных принципов координации действий по информированию, консультированию и активному участию граждан со стороны всех вовлеченных структур исполнительных органов, оценки органом местного самоуправления эффективности собственной практики привлечения граждан к участию в городской политике, а также обеспечению подотчетности гражданам. По указанным принципам зафиксировано соответствие лишь по отдельным критериям.

Подготовлено по материалам,
предоставленным Одесской областной организацией
Комитета избирателей Украины.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.