![]() | ![]() |
+ Новости и события Одессы![]() Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! ![]() ![]() |
Номер 1 (1098), 13.01.2012 А ВСЕ-ТАКИ ФЕСТИВАЛЬ ВЕРТИТСЯ(Окончание. Начало в № 50.) Борьба за Гран-при (статуэтка "Скифский олень" и $10000) и приз в номинации "Лучший полнометражный игровой фильм" ($ 2500) шла между фильмами полного метра. Назову их. ![]() Это высокопрофессиональная, но очень уж типично дамская, лента норвежки Анн Светиски "Безумно счастливая". Это жесткий, глубокий польский фильм Яна Комаса "Комната самоубийц" (поощрительный диплом жюри). Это самый напряженный с точки зрения эмоциональной наполненности бельгийский фильм "Быдло" Майкла Роскама. Это три фильма, после просмотра которых пятницу 28 октября я назвала "черной пятницей": исландская лента "Вулкан" Рунара Рунарссона, швейцарский фильм "Маленькая комната" (режиссеры Стефани Шуа и Вероник Реймон), и "Считанные дни" Пиа Штрайманн (Германия). Два фильма кончаются трагическим уходом из жизни стариков, в одном весь фильм идет подготовка к похоронам. Во всех трех фильмах - проблема отцов и детей, где страдающая сторона - старики. Несмотря на сходство некоторых сюжетных деталей, фильмы абсолютно разные. Чехия участвовала в конкурсе фильмом "Дом" (режиссер Зузана Лиова) - это хороший фильм, но не претендующий на открытие. Все с нетерпением ждали иранскую картину. Нетерпение объяснялось тем, что уже давно иранское кино признано во всем мире и часто лидирует и на "МОЛОДОСТИ". В 2008 году российскому фильму Бакура Бакурадзе "Шультес" пришлось разделить Гран-при с картиной молодой иранки Ханны Махмальбаф "Будда взорвался от стыда". На нынешнем фестивале, как уже говорилось, во внеконкурсной программе была показана лента "Надер и Симин. Развод" иранского режиссера Асгара Фархади, которая, в свою очередь, подогрела интерес к конкурсному иранскому фильму. Ожидания оправдались. Конкурсный фильм Негар Азарбаяни "В зеркале" -одна из лучших картин программы полного метра. Фильм раскрывает рискованную для Ирана тему - право на свободу выбора пола. В фильме шведского режиссера Лизы Лангсет "Подъем" - история молодой девушки, влюбившейся сначала в классическую музыку, а затем в дирижера и ставшей его любовницей. Когда дирижер бросает ее, она его убивает. История достаточно банальная и, в принципе, аморальная. Убийство оправдать нельзя. Но игра молодой актрисы Алисии Викандер была настолько впечатляющей, что зрители, не задумываясь о моральной стороне вопроса, встретили совершенное ею убийство аплодисментами. Жюри присудило Алисии Викандер приз им. Ива Монтана в номинации "Лучшая актриса/актер" (1000 евро от французского посольства в Украине - учредителя этого приза). И наконец два фильма, получившие главные призы фестиваля. Лучшим полнометражным игровым фильмом была признана картина Пабло Джорджелли "Акации" (Испания, Аргентина). История зарождающейся любви дальнобойщика (актер Герман де Сильва) и его пассажирки. Большинству зрителей блестящая актерская работа Германа де Сильвы показалась наиболее заслуживающей приза Ива Монтана. Но когда это зрительские симпатии совпадали с решением жюри?! Вот и на этот раз Гран-при не совпал с призом зрительских симпатий. Сердца зрителей были отданы сентиментальному, милому, теплому фильму "Маленькая комната" о взаимной привязанности старика и его сиделки. А Гран-при получил (с моей точки зрения, совершенно справедливо) швейцарский фильм "Дыхание" режиссера Карла Марковица. Это фильм о 16-17-летнем подростке, отбывающем последние месяцы заключения в колонии для несовершеннолетних, куда он попал за убийство товарища. Он уже имеет право выходить днем из колонии на работу. Из всех вакансий мальчик выбирает самую тяжелую физически и морально работу в похоронном агентстве. Воспользовавшись относительной свободой, мальчик разыскивают свою мать, которая сдала его в свое время в приют для младенцев. По большому счету - фильм не о брошенном ребенке и кукушке-матери, а об ответственности за свои поступки. Выбранная мальчиком жуткая работа, которую, по его же словам, "нужно ведь кому-нибудь делать", - это епитимья, возложенная им на себя. Картина и сценарно, и режиссерски выверена в каждой детали, в каждом кадре. На фестивале работали еще четыре жюри: экуменическое, международное жюри кинопрессы FIPRESCI, международное жюри киноклубов FICC и жюри, судившее фильмы участников конкурса "Панорама украинского кино 2010-2011". Экуменическое жюри свои призы отдало п/м фильму "Маленькая комната" и к/м ленте "Защитить нацию" (режиссер Кендис Рейсер, Южная Африка, Германия). Кроме того, наградой "Особое отличие" были отмечены фильмы "Комната самоубийц" и "В зеркале". Решение жюри FIPRESCI совпало с решением главного жюри. Приз оно отдало фильму "Дыхание". FICC свою премию "Дон Кихот" присудило короткометражному фильму "Молитва" Эммы Балтазар (Дания) и отметило наградой "Особое отличие" фильмы "Фактор Феллини" киевской студентки Мирославы Хорошун и "Коралл" аргентинца Игнасио Чанетона. Жюри национального конкурса "Панорама украинского кино 2010- 2011" присудило диплом за остроту авторского высказывания фильму "Хворiсукалюди" (режиссер Юрий Речинский). Диплом за выразительный кинематографический язык получила Ирина Правило за фильм "Кровь". Фильм "Глухота" Мирослава Слабошпицкого удостоился главного приза - 20000 грн от Фонда "Развитие Украины" и специального приза Чешского центра в Киеве и Чешских авиалиний.
Я бы сказала, что нынешний фестиваль объединил все эти темы. Его тема - это СЕМЬЯ, где есть старики и дети, где для душевного комфорта ее членов необходима терпимость. Тема семьи есть и в первом из названных фильмов "Безумно счастливая". В нем идет речь о двух семейных парах, о том, как взаимонепонимание чуть не привело к распаду обеих семей. В фильме "Комната самоубийц" трагедия - самоубийство мальчика - связана с полной нравственной глухотой его родителей, особенно матери. Семью, близких людей подростку заменяет интернет. Интернет же и губит его. В фильме "Быдло" вопросы семьи несколько отходят на второй план - если не считать, что в картине идут мафиозные разборки, а "мафия" с итальянского переводится как "семья". На первом плане - тема толерантности. Личная трагедия героя оказывается связанной с этническим франко-фламандским конфликтом, имеющем место в Бельгии. Во всех трех фильмах "черной пятницы" - дела семейные. В "Маленькой комнате" - полное непонимание процветающего делового сына и старика-отца, которого сын хочет поместить в привилегированный приют для стариков. Старик противится. Он привык к своему дому, к мини-оранжерее, которую он устроил в квартире. Из приюта старик сбегает к свой сиделке. Он поселяется в маленькой комнате, которая должна была быть детской для погибшего (не рожденного) ребенка молодой женщины. Ее нерастраченная нежность и привязанность отданы старику. Это исцеляет ее сердце и одновременно помогает укрепить распавшиеся было отношения с мужем. Фильм заканчивается уходом старика из жизни. В картине "Вулкан" отец - деспот и самодур. Его боятся собственные дети и внуки. Не боится только жена, которая все терпит из любви к мужу. Когда жену парализует инсульт, старик вопреки воле детей забирает ее домой и нежно за ней ухаживает. Не вынеся страданий жены, он помогает ей уйти из жизни и кончает жизнь самоубийством, бросается в море. Третий фильм "Считанные дни" - это семейные разборки отца и детей, брата и сестры в дни, когда идет подготовка к похоронам погибшей в автомобильной катастрофе матери. Как уже говорилось, "веселенькая подборка". Но фильмы сделаны высокопрофессионально, без всяких скидок на дебют. Фильм "Дом" перекликается и с картиной "Подъем", и с картиной "Вулкан". Отец-деспот, бессловесная жена и две дочери. Старшая, вышедшая замуж вопреки воле отца за пустого, с его точки зрения, парня, бедствует с кучей детей. Младшая - школьница - вступает в интимные отношения с женатым учителем. Правда, в этом фильме, слава Богу, все заканчивается благополучно. Даже в иранском фильме "В зеркале", где на первый план выходит тема транссексуальности, эта проблема приводит к жестким внутрисемейным конфликтам. В "Дыхании" тема ребенка, брошенного в младенчестве матерью, - контрапункт фильма. А светлый фильм "Акации" потому и светлый, что в нем есть перспектива создания семьи, перспектива счастья героев. Вот такой была "МОЛОДОСТЬ" этого года. Бедная внешне, богатая внутри. И Бог с ними, красными дорожками и прочими атрибутами праздника. Главное, что все-таки фестиваль вертится. На фото автора: Материалы полосы подготовила
|
|
||||||||||||||||
|