Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 18 (1458)
23.05.2019
НОВОСТИ
Репортеры надежды
Обратная связь
Проблема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Школьный меридиан
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 18 (1458), 23.05.2019

ВЗГЛЯД НА ДЕТСКИЙ САД

Двадцать пять лет Валерий Варзацкий живет напротив детского сада.

Он отметил, что его квартира расположена на втором этаже, а окно кухни - прямо перед входной калиткой. Эти детали предопределили появление заметки, которую автор предложил нашей газете.


Живи я на первом этаже, не смог бы рассмотреть того, о чем пишу. Живи выше - калитка просто бы не попала в поле моего зрения. Есть еще два личных качества, сочетание которых важно именно для этой темы: я - "жаворонок" и наблюдательный.

Просыпаясь, сразу иду на кухню, так что невольно становлюсь свидетелем начала рабочего дня детского сада. Первые труженицы, очевидно, кухарки, входят в калитку к половине седьмого. Основная масса подтягивается к половине восьмого. Покидает территорию основная масса к восемнадцати. Последние - к девятнадцати. То есть рабочий день для большинства - больше десяти часов.

Работа, даже если просто смотреть из окна, сложная, ответственная. Каждый раз, когда вижу стайки детей, вылетающих из здания на территорию и тут же устраивающих сумасшедшие игры, понимаю, что выдержал бы работу воспитателем максимум день. А они пытаются придать этому хаосу осмысленность, смеются, бегают вместе с детьми. Значит - любят свое дело. Да и как тут без любви?

С воспитателями понятно, они - по призванию. Но что заставляет демонстрировать образцы труда "не за страх, а за совесть" других, не имеющих отношения к воспитательному процессу?

Наблюдаю за охранниками, заступающими на смену по утрам. Казалось бы, принял смену - лежи, смотри телевизор. Нет, не лежится мужикам. То копаются в земле, то стучат молотками у скамеек и песочниц, то поливают цветы, то ремонтируют беседки. И четко видно - не за отдельную плату. Подозреваю, чистый мирок детей облагораживает души, вызывает потребность творить добро.

Особенно хорош дворник, которому я дал прозвище "Квазимодо". Во всей Одессе нет такого дворника! Маленький, сгорбленный вперед и перекошенный вправо, кривоногий, с длинными, почти до земли, крепкими руками, он трудится от восхода до захода, в любую погоду, во все поры года. Мне никогда не приходилось созерцать труд с таким наслаждением. Я готов следить за его движениями бесконечно. Жена по-доброму ревнует, называя Квазимодо "папиным любимчиком".

Наповал сразил "любимчик" этой весной, когда выносил в мусорный ящик срезанные ветки. Маленькие веточки выпадали из охапки, и он после каждой ходки, почти ползая, собирал их с проезжей части и... бросал в ящик! Вот тогда я понял, что это тоже любовь к своему делу. Плюс, конечно, человеческие качества.

Из окна вижу родителей и детей. И тут накопились впечатления для кое-каких выводов.

Дети похожи на своих родителей. Вроде ничего нового, но только если это касается конкретных семей. Если же смотришь на массовый срез - поражает. Например, вы знали, что дети похожи на одного из родителей строением ног? Правда, фиксируется похожесть при виде со спины. Для меня сей интересный факт был личным открытием. Не подозревал я, что наследственность строения ног "работает на все сто", без исключений.

Перейдем к одежде. Разумеется, мамы одевают чад по своему вкусу, а вкус - штука штучная. Немногие в него посвящены. Из моих наблюдений ясно одно - шаблоны массовой моды, господствующие в родительской среде, точно также торжествуют в моде детской. Практически все дети одеваются одинаково - курточки, штанишки, маечки, тапочки. Разнообразие прослеживается в двух аспектах.

Первый, радостный - цвет одежды. Если сравнивать цветовую гамму 1990-х с нынешней, то это, как говорится, небо и земля. С каждым годом мир детства становится все цветастей.

Второй, грустный - социальная поляризация. Видно, четко видно по одежкам детей, чья семья богаче, чья беднее.

Вообще, глядя на публику, входящую в калитку и выходящую из неё, я могу смело утверждать, что уровень жизни за четверть века значительно вырос. Не так как хотелось бы, но все же...

Наиболее убедительным подтверждением улучшения являются автомобили родителей. В конце 1990-х их что-то и не припомню, а сейчас по утрам и вечерам на проезжей части - затор.

Наблюдения привели меня еще к некоторым субъективным умозаключениям.

Как мне кажется, увеличилось число пап, сопровождающих детей. И это не просто "технический акт" - поцеловал и убежал. Нет, прощания мужчин умиляют. Сколько угловатой прелести в них! Если бы снять на видео и показать тем мужикам - себя бы они точно не узнали. Вопреки расхожему мнению, что первого ребенка рожать стали позже, в "моем" детсаду увеличилось количество юных мам, по виду - школьниц. Кажется, выросло число родителей, приводящих больше одного ребенка.

Понимаю, что детский сад, как общественный институт, не может фокусировать все проблемы, связанные с рождаемостью в стране, тем не менее отдельные аспекты отдельного микрорайона - может.

Погрузившись в тему, я обнаружил, что детские сады находятся на далёкой периферии моих профессиональных интересов. Но ведь так не должно быть, коль мню себя "человековедом". Пошевелил мозгами и опешил - дело я имею с учреждением, выполняющим важнейшую функцию в ваянии Homo Sapiens (Человека Разумного)! Она важнее производства человека на свет Божий. Важнее семьи. Важнее школы. Потому что закладывает фундамент жизни в обществе. Только осознав, что в одиночку он - ничто, человек стал Человеком Разумным, победил врагов, выжил в экстремальных условиях, воцарился на Земле.

Размышляя дальше, пришел к неутешительному выводу, что детские сады на задворках не только в моей голове, но и у наших "демократических" телевизионщиков. Если о школе иногда говорят, хотя бы устами министра образования, то о садах - исключительно в случаях ЧП.

Детский сад - сложный механизм. Работать там может далеко не каждый. Просто любить детей - недостаточно. Стремительный научно-технический прогресс сплошь и рядом приводит к тому, что воспитатели учатся у воспитуемых, уже появились учителя-роботы... И тут "бойцам детсадовского фронта" важно найти свое место. Не думаю, что технологии могут заменить жалость, сердечность, честность, порядочность, искренность. Вряд ли они создадут уют, теплоту. Словом, задача людей - оставаться людьми и всеми доступными методами растить Человека Третьего тысячелетия.

Материалы полосы подготовил Андрей РАЙКОВ,

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60