Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 15 (1408)
11.05.2018
НОВОСТИ
Острая тема
Проблемы и решения
Репортеры надежды
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 15 (1408), 11.05.2018

НАШ ДЕПУТАТ -
НАРОДУ НЕ ДРУГ И НЕ БРАТ

Одесская областная организация "Комитет избирателей Украины" презентовала результаты пятого измерения Индекса публичности Одесского городского совета.

По итогам измерения данного Индекса в 2017 году Одесса оказалась на предпоследнем, 23-м, месте среди всех областных центров с результатом 50 %, что характеризует публичность городского самоуправления как низкую. Этот показатель лишь на 1 % больше, чем в 2016 году.

В отличие от значительной части других областных центров, которые за последний год перешли в категорию городов с удовлетворительным уровнем публичности, шаги одесского муниципалитета по повышению открытости, прозрачности и подотчетности были незначительными, а большинство рекомендаций, предоставленных органу местного самоуправления по результатам измерения Индекса публичности-2016, остались без внимания Одесского горсовета. На такое незначительное повышение индекса публичности Одессы повлиял запуск депутатского портала. В то же время на уровень публичности значительно влияет традиционно низкий уровень прозрачности в принятии решений, подотчетности городского головы, исполнительных органов и депутатов, а также отсутствие системной работы по внедрению политики открытых данных.

Публичность городского головы остается низкой и составляет 45 %. Традиционно низкими являются показатели по взаимодействию с общественностью и привлечению граждан к принятию решений, а также обеспечения подотчетности своей деятельности. По сравнению с прошлогодними показателями, публичность городского головы снизилась на 3 %, хотя в 2017 году произошли определенные положительные изменения. В частности, все распорядители публичных средств горсовета зарегистрированы на Едином веб-портале использования публичных средств, в городе начали реализовывать бюджет участия, который обеспечен соответствующим программным документом, который предусматривает процедуры его реализации. В то же время, в отличие от предыдущих лет, не была обнародована на официальном сайте совета декларация городского головы за 2016 год. Информация о помощниках и советниках городского головы до сих пор не обнародована на официальном сайте города, хотя и остается доступной для получения по запросу. Столь же традиционны низкие показатели по проведению общественных слушаний: их в 2017 году было проведено всего шесть.

Исследование общественного мнения городским головой вообще не инициируется. Не произошло изменений и в вопросе консультативно-совещательных органов: общественный совет при городском голове отсутствует, а многочисленные консультативные специализированные советы и группы не представляют из себя независимых органов, способных производить содержательные рекомендации и критически оценивать политику городского головы, ибо состав таких органов представляет собой полностью лояльную к мэру общественность, как правило, зависящую от финансовых или материальных ресурсов, которые предоставляет горсовет. Низкие показатели продемонстрированы и в осуществлении приема граждан. Чаще всего граждан, желающих попасть на прием, перенаправляют к заместителям и структурным подразделениям городского совета. Никаких изменений за год не произошло и в обеспечении подотчетности городского головы.

Публичность исполнительных органов городского совета по результатам измерения в 2017 году составляет 52 %. Исполнительные органы потеряли 2 % публичности. Увеличение показателей публичности состоялось в предоставлении административных услуг, за счет введения возможности получать государственные услуги по оформлению внутреннего паспорта гражданина, а также паспорта гражданина для выезда за границу. Достаточно высокие показатели исполнительные органы демонстрируют в обнародовании информации об исполкоме совета, а также по структуре исполнительных органов и информации об их руководителях и местонахождении. Незначительно повысилась прозрачность информации относительно коммунального имущества и земельных ресурсов муниципалитета - за счет утверждения решения о порядке создания наблюдательных советов коммунальных предприятий, а также проведения внешних независимых аудитов финансовой отчетности. Впрочем, информация о земельных участках, помещения коммунальной собственности, перечень распространителей наружной рекламы, реестр долговых обязательств КП остаются недоступными.

Слабым местом в обеспечении публичности исполнительных органов остается привлечение к участию общественности, для которой остаются ограниченными возможности присутствовать во время заседаний исполкома городского совета. Традиционно отсутствуют места для работы с публичной информацией, система ее учета, практики анализа наиболее часто запрашиваемых видов информации и обеспечения пассивного доступа к ней.

В 2017 году с введением веб-ресурса городского совета "Социально-активный гражданин" для одесситов могла бы появиться возможность подачи запросов на информацию электронными средствами непосредственно через специальную форму. Однако в самой платформе такая возможность не активирована.

Негативно на уровень публичности исполнительных органов влияет отсутствие работы над реализацией государственной политики открытых данных. Невысоким является уровень подотчетности исполнительных органов: несмотря на обнародование отчетов, отсутствует практика публичной отчетности исполнительных органов перед гражданами. Критически низким является уровень подотчетности в реализации государственной регуляторной политики.

Публичность депутатов городского совета по 2017 г. повысилась на 8 % и составляет 53 %. На это повлиял, в первую очередь, запуск отдельного портала, посвященного депутатскому корпусу горсовета. Запуск портала значительно повысил показатель открытости информации о депутатах городского совета, на котором сейчас обнародованы такие данные: биографические сведения и фотографии почти всех депутатов, графики и адреса осуществления приема граждан, декларации депутатов, а также карта избирательных округов. Высок показатель раскрытия информации о структуре и организации работы городского совета (состав постоянных комиссий и фракций, информация о секретаре совета, регламент совета и положение о депутатских комиссиях и т. п.). Доступной является и большинство информации в отношении пленарных заседаний совета, хотя отрицательно следует оценить практику обнародования незначительной части проектов решений, которые выносятся на рассмотрение сессии позднее, чем за 10 дней до пленарного заседания, или же вообще внесение проектов решений с голоса непосредственно во время пленарного заседания, без общественно-значимых оснований. Также снижает уровень открытости работы депутатского корпуса отсутствие Этического кодекса, обнародования стенограмм пленарных заседаний сессий. Для граждан не обеспечен свободный и беспрепятственный доступ на пленарные заседания горсовета, а также заседания постоянных комиссий. Пропускной режим, действующий в горсовете, требует от граждан доказывать необходимость попадания в здание, в том числе, и на пленарные заседания горсовета или постоянных комиссий. Фактически на публичные заседания беспрепятственно и без приглашения городского совета могут попасть только представители СМИ по соответствующим удостоверениям. Отсутствует и процедура, которая позволяет гражданам выступать во время пленарных заседаний сессий. Сами депутаты ни разу за год не инициировали общественных обсуждений.

На низком уровне остается и подотчетность депутатов. По 2017 году отчиталось около четверти депутатского корпуса.

Для справки. Индекс публичности - это общенациональная кампания мониторинга прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Объектом мониторинга являются городские советы в областных центрах Украины. Проект реализуется уже пятый год подряд и имеет целью оценить, насколько публично принимаются решения и воплощается в жизнь политика муниципалитетов, и каков вклад основных субъектов местного самоуправления - мэра, депутатов и исполнительных органов - в этот процесс. Система показателей Индекса публичности разработана на основе положений украинского законодательства и международных стандартов в сфере публичности муниципальной власти.

Подготовлено по материалам
Одесской областной организации
Комитета избирателей Украины.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660