Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 12 (1257)
3.04.2015
НОВОСТИ
События
Море
Правопорядок
Обратная связь
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Дела и люди
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 12 (1257), 3.04.2015

ПОКА ГОСУДАРСТВО РЕФОРМИРУЕТСЯ

20 лет назад на левом берегу Бугского лимана в Николаеве возник "Николаевский калийный терминал". Сейчас это - "Морской специализированный порт Ника-Тера", первый частный терминал в Украине, построенный без участия государственных инвестиций. Здесь строят причалы, складские комплексы, закрытые галереи для подачи грузов, растет грузооборот. Кроме этого, планируется развить первое в стране производство стекловолоконных профильных композитных материалов. Следуя принципам открытости, на подведение итогов за год компания пригласила представителей местных и специализированных СМИ.


Первое, чем обращает на себя внимание порт "Ника-Тера", это прозрачное административное здание. Шестиэтажный куб из стекла и бетона очерчивает молодой ландшафтный парк. Рядом - корпус для сотрудников зернового терминала, который за несколько лет нарастил мощности с 40 до 210 тысяч тонн.

На территории первого грузового района знакомимся с работой новенькой экспресс-лаборатории. Она выполняет анализ зерновых культур: пшеницы, кукурузы, ячменя.

- Раньше отбор проб производился вручную, - говорит Евгений Осипов, начальник первого грузового района. - Сейчас это делается в автоматическом режиме, что гораздо быстрее и эффективнее, минимизирует человеческий труд. За день порт может принять до 300 машин с зерном. Время выгрузки одного автомобиля-зерновоза занимает 5-7 минут. Все происходит быстро и качественно.

На второй грузовой район зашел состав с минеральными удобрениями из Белоруссии. С калия, собственно, все и началось 20 лет назад. В основе названия "Ника-Тера" - "Николаевский калийный терминал". Здесь построено новое складское помещение на 50 тысяч тонн для хранения карбамида. Перевалка осуществляется по различным технологичным схемам. Удобрения доставляются на причал по закрытому конвейеру, где могут грузиться суда тоннажем до 50 тыс. тонн.

- За несколько лет увеличили причальную линию ориентировочно до 1500 метров, - сообщает Игорь Солоненко, начальник отдела капитального строительства. - Сейчас строим галерею на причале зернового терминала, что позволит единовременно грузить два судна. В прошлом году углубили акваторию до 11,75 м и теперь принимаем любое судно, которое может пройти по Бугско-Днепровскому лиманскому каналу (БДЛК). Намыта новая территория, обустраиваются грузовые площадки.

А на третьем грузовом районе еще на один турецкий сухогруз переваливают уголь. Насыпные грузы, по итогам 2014 года, составляют четверть объема перевалки порта. Еще четверть - минеральные удобрения. А зерно - половину грузооборота. В прошлом году порт всего перевалил 4,5 млн тонн грузов, что на 21,2 % больше показателей 2013 года.

Александр Гайду, председатель общества "МСП Ника-Тера", на пресс-конференции знакомит не столько с итогами работы, сколько раскрывает планы и замыслы.


- С момента прихода нового собственника (конец 2011 года) началось интенсивное развитие терминала, - отмечает он. - Инвестиции дали импульс развитию новых направлений работы. Мы посмотрели, что вырос спрос на перевалку зерна, и построили дополнительные мощности для хранения этого вида груза. Мы оказались правы, и это помогло нам привлечь дополнительный грузопоток. Также начали активно модернизировать технологии по перевалке минеральных удобрений, строить новые складские помещения, благоустраивать территорию. Заметили, что металлоконструкции быстро изнашиваются, поэтому решили наладить производство стекловолоконных профильных композитных материалов, которые использовались бы в качестве конструкционных материалов для производственных целей в порту. Показали наши образцы на форуме в Мюнхене и получили высокие оценки по качеству и прочности изделий.

В прошлом году в развитие порта вложили 303,2 млн грн. За четыре года сумма налогов и сборов, перечисляемых "Ника-Терой", выросла в 2 раза. Также увеличилось количество рабочих мест до 1200, а зарплаты достигли самого высокого уровня в отрасли.

Порт активно участвует в городских проектах, поддерживает социальную сферу, создал свою футбольную команду "Ника-Тера". Порт располагается на окраине Николаева, и отрадно, что активно реализует программу "Чистый город-район-микрорайон". В рамках этого проекта уже высажено большое количество деревьев, приведены в порядок скверы, улицы...

Чтобы освободить улицы Корабельного района от скопления большегрузного транспорта, предприятие оборудовало стоянку для машин. В 2015-м "Ника-Тера" собирается вложить инвестиций порядка 15 млн долл. Планируется завершить работы по строительству пожарного депо и бытовых помещений для персонала Службы малой механизации предприятия. Реализация проекта по электроснабжению порта отдельной линией 35 кВ и строительство трансформаторно-распределительной подстанции позволит предприятию получать электроэнергию большого напряжения, что уменьшит затраты на транспортировку и разгрузит электрическую подстанцию "Жовтневая". Планируется окончить строительство железнодорожного парка протяженностью около 3 км, а также начать обустройство площадки для отстоя 200 зерновозов.

Что сдерживает развитие морехозяйственного комплекса николаевского региона, а вместе с этим и рост грузооборота "Ника-Теры"? Это необходимость дноуглубления Бугско-Днепровского лиманского канала, строительства объездного железнодорожного пути и автомобильной дороги, а также новой железнодорожной станции. Для развития предприятия также нужна крепкая законодательная база. Однако, по словам портовиков, ожидания от Закона "О морских портах Украины" пока не оправдались.

- На сегодняшний день существуют некоторые факты неоднозначной трактовки норм закона. Так, существуют проблемы, связанные со взиманием корабельного и канального портовых сборов, что в свою очередь увеличивает стоимость судозаходов в морские терминалы Украины. Отсутствие методики расчета ставок портовых сборов, при которой учитывались бы экономические показатели, делает порты Украины конкурентно непривлекательными по сравнению с другими портами Черного и Балтийского морей. Также на законодательном уровне предусмотрена система предоставления скидок на портовые сборы, но только лишь для некоторых портов, что ставит их в более выгодное экономическое положение по сравнению с другими портами Украины. Указанные проблемные вопросы неоднократно подымались "Ника-Терой" на уровне Министерства инфраструктуры Украины и Администрации морских портов Украины, но пока что не нашли своего решения, - сказал Александр Гайду.

А пока терминал продолжает наращивать грузооборот, развиваясь в намеченных направлениях.

- Собственник вкладывает средства в развитие предприятия. Он заинтересован в стабильной работе, сохранении рабочих мест, наполнении бюджетов разных уровней налогами и сборами, в развитии социальной инфраструктуры города. В этом году, в условиях экономической рецессии, мы ставим задачу - сохранить и планомерно нарастить перевалку грузов, и, думаю, объемы переработанных грузов не будут ниже показателей 2014 года, - пообещал Александр Гайду.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.