Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 38 (1085)
7.10.2011
НОВОСТИ
Культура
Образование
Проблемы
Школа
16-я полоса
Криминал
Футбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 38 (1085), 7.10.2011

ПОЧЕМУ ПЕШЕХОДЫ ЛЕЗУТ ПОД КОЛЕСА

Значительная часть ДТП происходит по вине пешеходов: чтобы убедиться в том, можно даже не заглядывать в сводки ГАИ, а просто постоять на улице некоторое время. Даже краткое наблюдение даст много информации о том, как люди, торопясь, перебегают улицу на красный свет или в неустановленном месте, лавируют между машинами на проезжей части, рискуя попасть под колеса. Что это - массовый психоз? Нет, утверждают ученые Великобритании и Германии: в своем поведении пешеход подобен леммингу в стае. Вот что написано об этом в статье, помещенной на российском сайте www.gzt.ru, из которой мы приводим наиболее примечательные фрагменты.

"На бытовом уровне кажется, что эта тема, которой посвящена научная статья в журнале Behavioural Ecology, проста и понятна - но простота эта кажущаяся. Почему люди переходят дорогу там, где ее переходить не следует? Спеша и не желая опаздывать? Это убедительно, но лишь до тех пор, пока не учитывается высокий риск - только в России такая экономия максимум полутора минут приводит к десяткам тысяч в год (15 тысяч аварий по вине пешеходов только с начала 2010 года по октябрь).

Получается, что поведение людей в определенном смысле опровергает у них наличие разума, так как в подавляющем большинстве случаев экономия времени абсолютно не оправдывает риск. Почему наделенные интеллектом существа совершают глупые поступки? Так, в переводе с биологического английского на понятный русский, сформулировали тему своей работы авторы исследования. Они даже нашли возможный ответ на этот вопрос и смогли проверить его правильность на практике - с удовлетворительным результатом.

Экономия времени оказалась далеко не критичной. Основной фактор, толкающий людей под колеса, это подражание соседям. Анализ видеозаписей, сделанных на одном из пешеходных переходов в Лондоне во время часа пик, показал, что вероятность выйти на проезжую часть вырастает примерно вдвое (от 1,5 до 2,5 раз), если перед этим вперед побежал кто-то другой.

Понятно, что для третьего пешехода эффект будет тот же - и это запустит своего рода цепную реакцию, "столкнув" с тротуара тех, кто еще был готов дождаться зеленого сигнала светофора или промежутка в потоке машин. "Делать, как все"- вот причина опасного поведения, а не просто нежелание стоять лишнюю минуту.

Изучение видеозаписей с камер наблюдения также показало, что женщины обычно более осторожны, чем мужчины. Они чаще оставались на своих местах, хотя и тоже были подвержены влиянию окружающих. Что с точки зрения биологов вполне объяснимо: у подавляющего большинства млекопитающих особи женского пола изначально более осторожны, так как для сохранения вида женская осторожность является безусловным плюсом, а для мужской половины это далеко не самое важное качество.

Еще один интересный вывод был сделан при анализе поведения тех, кто пересек границу тротуара, пробежал пару метров и вернулся. Такие люди начинали движение позже своих соседей, выбежавших в числе первых и, как считают авторы исследования, за этим может крыться принципиальная особенность - вернувшиеся тратят больше времени на оценку ситуации, но зато осознают в итоге неправильность первоначальной оценки.

Конечно, делать какие-то далеко идущие обобщения здесь было бы неразумно, но опыт ученых позволяет лишний раз задуматься о том, всегда ли плоха нерешительность в социальной сфере. Как минимум, при переходе улицы получается так, что неспособность принять мгновенное решение вовсе не означает готовности слепо следовать за другими! Нерешительные люди не всегда и не везде легче идут на поводу у окружающих.

Интересно сопоставление поведения пешеходов с действиями животных - такое сравнение позволяет лучше понять эволюцию мозга и появление разума в целом. В интервью британскому изданию The Telegraph ведущий автор исследования Джолион Фариа приводит в пример пингвинов.

Пингвинам для пропитания необходимо ловить рыбу, ныряя в море, но в воде их легко может поджидать касатка - поэтому пингвины обычно выстраиваются в ряд на краю льдины. Рано или поздно среди них появляется наиболее решительная особь, которая прыгает первой, и далее среди пингвинов начинается цепная реакция прыжков в воду.

Прыжки, как и выход на оживленную магистраль, опасны, но животных ведет вперед возникший в далеком прошлом простой и статистически надежный механизм. Мозг, обнаружив в опасном месте некоторое количество других особей, делает вывод о сравнительно низком риске - что чаще всего приводит к правильным выводам. И если вы пингвин, которому предстоит прыгать в море с касатками, то лучше следовать примеру сородичей - когда они побегут всей толпой, съедят, возможно, не вас, а парочку соседей. Но, как говорит Фариа, рассказывая о проведенном исследовании, для человека на обочине это далеко не лучшая стратегия поведения. "Я надеюсь, что пешеходы, прочитав это, в следующий раз подумают дважды перед тем, как бежать за кем-то следом", - сказал ученый.

Подготовил Андрей РАЙКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.