Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 50 (995)
25.12.2009
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
Обратная связь
Мнения
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 50 (995), 25.12.2009

БЕЗ СИЛИКОНА

(размышления после премьеры "Силиконовая дура. net")

Мне кажется, что пришла пора одесситам смириться с тем, что в театре, который многие упрямо называют театром оперетты, время от времени веселой вдове Ганне Главари и не менее жизнерадостной свахе Долли приходится потесниться и уступить место таким трагическим персонажам, как Ромео и Джульетта или Тристан и Изольда.

Театр-то называется не театром оперетты (и только), а ТЕАТРОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ!

Ах, ко-ме-ди-и, - скажете вы, - значит, речь должна идти лишь о смешном музыкальном спектакле!

Не обязательно. Достаточно привести такой пример, как комедии А. Островского, или романы, входящие в эпопею "Человеческая комедия" Бальзака. Далеко не на всех пьесах или романах обхохочешься. Комедия препарирует человеческие характеры и отношения. И как часто смешное - смешные люди, смешные поступки - приводит к трагичному. Как часто человеческая комедия приводит к человеческой драме, а то и трагедии.

А можно к вопросу о репертуаре Одесского театра музыкальной комедии подойти не с точки зрения жанров, а с чисто практической. Ну нет, нет пока в Одессе театра, специализирующегося на мюзиклах (а тем более на рок- операх), которые в отличие от оперетт не обязательно предполагают хеппи-энд! Так что же, игнорировать этот вид искусства? Наоборот, скажем спасибо нашему Театру музкомедии за широту репертуара и взглядов, за поиск и эксперимент.

Впрочем, каждый волен выбирать для себя: идти ли ему развлечься на "Жирофле-Жирофля" (очень миленьком забавном спектакле) или облиться слезами над гениальным вымыслом Шекспира.

Не надо только забывать, что, как сказал Лев Толстой: "Искусство - это не развлечение, не утешение и не забава. Искусство - это орган жизни". Конечно, граф был несколько категоричен, но в том, что искусство - это орган жизни, убеждает зрителей последний спектакль Театра музкомедии - мюзикл "Силиконовая дура. net".

Убеждает в такой степени, что некоторые зрители протестуют, мол, зачем нам показывают испорченных подростков и ограниченных учителей, наркоманов и распущенных девиц, что, мол, мы их мало в жизни видим?

Видеть-то видите, но как-то мимоходом. Не зацикливаясь на них, не принимая близко к сердцу. Видите как-то отвлеченно, если только вас беда не коснется непосредственно. А театр, спектакль не дают возможности отвернуться, пройти мимо. Он призывает, как в свое время призывал фильм Михаила Ромма "Иди и смотри". И шли, и смотрели...

Так что же это за мюзикл "Силиконовая дура"? Есть в Свердловске композитор, которого называют дедушкой уральского рока, - Александр Пантыкин. Он написал очень интересную музыку к либретто Константина Рубинского. Должна сразу оговорить то, что режиссер-постановщик спектакля - заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун (знакомый одесситам по ряду постановок в Театре музкомедии и Русском театре) - углубил пьесу, превратив фарсовую ситуацию в трагедию.

Представьте себе юношу и девушку, влюбленных друг в друга. Только для него она - вполне реальная девушка - его одноклассница, сидящая с ним за одной партой, а он для нее - неизвестный виртуальный возлюбленный, с которым она общается по интернету.

Небольшое отступление. Недаром в название спектакля вкралось ставшее всем до боли знакомым - net. Интернет превратил для многих реальную жизнь в виртуальную. Неспроста в интересной сценографии спектакля (художник- постановщик засл. художник Украины Станислав Зайцев) самое большое место занимает задник, представляющий собой гигантский ноутбук, на экране которого возникает то переписка героев, то другие какие-то картины, соответствующие действию. Картины отражаются в клавиатуре ноутбука, и тогда ребята, находящиеся в этот момент на клавиатуре, как бы оказываются погруженными в эти картины.

Итак, ребята ведут любовную переписку по интернету. А затем происходит курьезная история, достойная комедий эпохи Возрождения. Девушка принимает за своего интернет- корреспондента... его отца. Комедия ошибок, да и только! Да только комедия оборачивается трагедией. Слишком поздно она узнает о своей роковой ошибке. Ну прямо как в истории Роксаны и Сирано де Бержерака.

Но Нора не Роксана, а Митя не Сирано. Георгий Ковтун очень точно подчеркивает инфантильность и чистоту своей героини. Она - Нора, живущая в "КУКОЛЬНОМ ДОМИКЕ". Чтобы подчеркнуть ассоциацию с героиней Ибсена и одновременно подчеркнуть детскую незащищенность своей Норы, Ковтун и впрямь населяет ее дом куклами, из которых еще не выросла девочка. (Живые куклы во главе с куклой-скрипачом А. Марьясиным - одна из многих блестящих находок режиссера). Узнав страшную правду, Нора выбрасывается из окна.

Митя тоже далеко не бретер и дуэлянт Сирано. Он тот, кого сегодня принято называть очкастым ботаником - книгочей и отличник. Поединки с обидчиками он устраивает только в своих фантазиях. Кстати, три эпизода - фантазии Мити - сделаны в спектакле просто здорово. И гибнет Митя (реально или морально - это уже неважно) не от шпаги, а от человеческой лжи, несправедливости и грязи.

Где же и в каких жизненных обстоятельствах происходит эта трагедия? Да в одной общеобразовательной образцовой школе с углубленным изучением, как вы думаете каких дисциплин,.. ну, конечно, общественно-гуманитарных. (Не уверена только, что была необходимость уточнять на вывеске, что школа "одесская" - проблема-то, к сожалению, всеобщая). В этой образцовой школе наряду с "ангелочками" (в представлении родителей и тех учителей, для которых главное - благополучная статистика и "доработать тихо до пенсии") учатся и "ангелы падшие". Одних от других можно сразу отличить по цвету крыльев. Да, да. Режиссер снабжает ребят в тех эпизодах, где они общаются с учителями, белыми или черными крыльями. (Еще одна замечательная режиссерская находка - это прощание со школой, с классной руководительницей - ребята снимают и "сдают" ей крылья, выходя во взрослую жизнь). Среди "падших ангелов" наркоман по кличке Дуремар, терроризирующий Митю, заставляющий писать за него контрольные и сочинения; сынок богатого папаши - Мажор, который считает, что все продается и покупается, в частности, любовь Норы; и давно вкусившая все запретные плоды Ира.

Поскольку пьеса написана как комедия ошибок (ошибок, к которым прикладывают руку заинтересованные лица), то снова происходит трагикомическая путаница (оборачивающаяся опять-таки трагедией). Нора, Митя, Ира и Дуремар по требованию управления народного образования анонимно заполняют анкеты-тесты. Не без участия классной руководительницы - достаточно наивной, несколько восторженной и далеко не безгрешной (на это есть намек в спектакле), педсовет приходит к мнению, что две циничные анкеты, где речь идет о наркотиках и сексе, заполнили Нора и Митя. Отношение к ребятам сразу меняется. В Норе начинают видеть тайную распутницу, а Митю с его страстью к учебе, его обособленностью от коллектива вообще расценивают как уже неадекватного наркомана.

Трагедия мальчика усугубляется еще и тем, что отец с матерью не только не живут вместе, но еще умудряются скандалить, поносить друг друга и втягивать мальчика в свои дрязги. Он между ними - теннисный мяч. Одна из самых блестящих сцен в спектакле, когда пришедший к Мите отец (скорее всего его больше интересует не сын, а живущая в доме напротив Нора) вступает с матерью в перепалку. Они размахивают теннисными ракетками, как бы отражая удары друг друга, а между ними, как теннисный мячик, летает сын. Роль Мити исполняет Кирилл Туриченко, прекрасно владеющий айкидо - поэтому эпизод производит огромное впечатление.

Ковтун не был бы Ковтуном, если бы во главу угла при постановке спектакля не ставил бы пластические решения. Говорить о его работе как хореографа вообще не требуется. Все танцевальные номера поставлены просто потрясающе. Изумительный, зажигательный канкан. Блестяще сделанный номер стриптиза (пуритане, не пугайтесь, это просто танец в меру одетых стриптизерш у шеста). Все массовые сцены отработаны до мелочей. Словом, спектакль получился очень яркий, с большим числом музыкальных и хореографических номеров. (Очень хорош номер с танцем на пианино.)

Я практически ничего не пишу об исполнителях. Причин две. Первая, я видела лишь один актерский состав. Вторая - не стоит судить об актерских работах по первому спектаклю, причем даже не премьерному, а прогону. Хотя, в основном, актерские работы были достаточно убедительны, но превосходными и завершенными мне показались лишь два образа - это образ Мити в исполнении Кирилла Туриченко и образ Митиной мамы, которую в том спектакле, который видела я, сыграла засл. арт. Украины Алина Семенова (не только рисунок роли, но и исполнение ею вокальных номеров, особенно последней арии, заслуживают самых хвалебных отзывов).

Кстати, ребята, исполняющие роли школьников, непрофессиональные актеры. Как рассказывают сотрудники театра, многих ребят взяли, что называется с улицы. Но они чувствуют материал, он близок им. Поэтому так достоверно их поведение на сцене. И еще. В спектакле часто звучат словечки из молодежного сленга: жесть, не качай, силикон... Многие из этих словечек режиссеру подсказали сами ребята.

Собственно, молодежи и адресует свою работу Георгий Ковтун. А что касается опасений тех, кто боится того, что в спектакле не только идет речь о наркомании, но есть сцена в стрип-баре, где ребята исполняют песню о "косячке", в то время, как на экране ноутбука идут страшные кадры: шприцы, входящие в вены исколотых рук, текущая черная кровь,.. то мне кажется, что такие кадры могут лишь отвратить молодежь от этого страшного зелья. Эти кадры - будущее, к которому можно прийти, начав с "безобидного косячка".

И в этом такая страшная правда, которую СИЛИКОНОМ никак не назовешь.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.