Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 42 (1482)
7.11.2019
НОВОСТИ
Образование
Обратная связь
Скандал
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Память
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 42 (1482), 7.11.2019

А У ДЕТЕЙ НЕ СПРОСИЛИ

Известная журналистка Иванна Коберник последние годы активно занимается проблемами образования — и как советница министра образования, и как общественная деятельница, и как публичная персона, к мнению которой прислушиваются многие наши сограждане. Недавно на своей странице в Фейсбуке она разместила запись, которая затрагивает сверхактуальную проблему нынешней реформы образования — "оптимизация школ". Публикуем эту запись в переводе с украинского.

Почти ежедневно в мониторинге по реформе образования появляются сообщения об оптимизации школ и баталии, которые этим вызываются в селах и громадах. Вот и сегодня сообщение с очень типичным распределением мыслей.

Позиция 1. Есть местные власти, осознавшие, что их школьная сеть неэффективна, что на маленькие школы тратится много денег, и при этом они дают плохое образование, хуже, чем большие школы. Так было давно, но осознали это местные власти только после начала нынешнего учебного года и, конечно, получили значительно большее сопротивление учителей и громад, чем если бы пришли к этому очевидному выводу, например, весной, дав возможность детям подобрать место обучения, а учителям — работу.

Какая же причина этого "озарения"?

С 1 января 2020 года не будет выделяться образовательная субвенция на классы, в которых менее 10 учеников. Громада может сама их финансировать, но обычно не хочет. Известно было об этом с декабря 2017 года (тогда было принято соответствующее постановление Кабмина), но навели резкость на это только сейчас, за четыре месяца до времени Ч. Хотя, повторяю, местные власти должны уже более двух лет и провести оптимизацию, и построить дороги, по которым подвозить детей, ну и, собственно, провести коммуникационную и разъяснительную работу.

Позиция 2. Есть учителя, которые категорически против даже частичного перевода детей в другие школы (обычно речь идет о 9–11-х классах, в которых всего несколько детей). Так прямо и говорят: детей не отдадим, это наши рабочие места, другой работы в селе нет, меньше детей — уменьшаются наши зарплаты. С одной стороны, их можно понять, особенно в свете того, что местная власть взялась за оптимизацию уже после начала учебного года. К этой же категории отнесем родителей: они против, потому что хотят, чтобы дети были рядом, "потому что так удобнее, и так всегда было".

Позиция 3. Собственно, дети. Преимущественно старшеклассники. А какая у них позиция? А неизвестно. Действительно ли они никуда не хотят? Хорошо ли им, детям, для которых в этом возрасте главное — социализация, в классе, где двое–трое учеников? Хорошо ли им в школе, где один учитель читает три-пять-шесть предметов? Где нет кружков и секций, где плохой интернет (или совсем его нет)? Пугает ли их на самом деле поездка в большую школу, что действительно потребует от них раньше вставать и ехать часто по разбитой дороге? А неизвестно. Ни одна статья не передает мысли детей.

Каждый день я читаю эти статьи из региональных газет и не вижу ответов на вопросы по пункту 3. Сейчас я решила поделиться этим, потому что одна из статей особенно поразила меня откровенностью позиции игнорирования интересов детей.

Итак, имеем малокомплектную школу. 61 ученик, 16 педагогов и 15 человек техперсонала. Первые вопросы возникают уже здесь, один взрослый на двух учеников, содержание школы — золотое. Бесплатно подвозить в другую школу предлагают ученикам 9–11-х классов. Школа, из которой переводят старшие классы, сто семьдесят четвёртая из 259 по результатам ВНО в области. Школы, в которые предлагают перейти, входят в первую сотню. Но нет, это не аргумент для учителей и родителей. Детей, напомню, никто не опрашивал.

Так почему же меня так зацепил именно этот случай — использовать детей как ресурс для удобства взрослых? Вот из-за этой цитаты:

"Присутствующие в актовом зале возмущались также тем, что школа не может самостоятельно использовать неиспользованную образовательную субвенцию, что районные чиновники настаивают на обустройстве внутреннего школьного туалета (мол, за 200 тыс. грн, которые выделяют для этого, можно "все село застроить туалетами") и для детей было бы лучше учиться где-нибудь подальше от дома, чем в соседнем селе".

Вы поняли? Родителей и учителей возмущает требование власти сделать в школе внутренний туалет. Они бы предпочли потратить эти деньги на зарплаты учителям.

Морали не будет. Подобное сейчас происходит по всей Украине, не потому, что все осознали необходимость переводить детей в лучшие школы. Было время, была возможность все спланировать и подготовиться. Но все делается в последний момент — перед лицом потери государственной субвенции.

Поэтому нет. Мораль будет. Бедные дети.

ОТ РЕДАКЦИИ. Приглашаем педагогов, руководителей школ, ученых, родителей и, конечно же, школьников продолжить разговор на затронутую тему.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.