+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 39 (835), 06.10.2006 ЛИЧНОСТИ ТОМАС ВЕНЦЛОВА: "ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА СЕБЯ ЕЩЕ НЕ ИСЧЕРПАЛА"
Томас Венцлова знаменитый литовский поэт и ученый. С 1977 года он живет в США, профессор на кафедре славянских литератур Йельского университета. Недавно Венцлова гостил в нашем городе и выступил в салоне "Остров сокровищ" литературного музея. Там мы с ним и побеседовали. Вы говорили, что после распада СССР испугались, что не о чем будет и писать и что Вам даже пришлось поехать в Китай и в другие страны, где еще сохраняется тоталитарный режим. Неужели поэту, чтобы получить импульс для самореализации, нужно обязательно, что-то отрицать? Я говорил об этом отчасти в шутку, однако некоторая проблема тут есть. Многим людям, занимающимся искусством, важно "сопротивляться реальности" (такими были Цветаева и Мандельштам, но, кстати, не Пастернак). Это им дает импульс для работы, а самой работе придает напряжение и масштаб. Можно это назвать трагическим складом личности, можно и как-нибудь иначе. Мне казалось, да и сейчас кажется, что я склоняюсь к этому типу писательства. Так вот, я думал: большинство моих стихов настолько связаны с климатом эпохи, что останутся свидетельством о ней (не только и не столько о политике, сколько именно о климате тоталитарной "зимы"), а в новой ситуации писать будет не о чем. Мой друг, ныне покойный американский литературовед Римвидас Шилбайорис, литовец по происхождению, любил говорить: хорошо писателям в тоталитарных странах им есть на что сердиться, а западные писатели усиленно ищут, на что бы разозлиться, и не всегда находят. После крушения режима я действительно побывал в Китае, в самых "сложных" посттоталитарных странах Албании, Сербии, Хорватии. Но ведь трагичность мира неистребима и отнюдь не сводится к политическим режимам. Всегда будет множество бед личных и не личных. Наконец, все мы смертны, и что еще хуже, смертны наши друзья. Поэтому импульс "сопротивления реальности", увы, всегда останется с нами. Вскоре после 1991 года я это понял. Вы много изучали культуру "серебряного века". Насколько она для нас актуальна? Стоит ли молодым авторам учиться у поэтов этого периода? Молодые авторы очень часто перепевают поэзию "серебряного века", ее мотивы и приемы. Возникла целая "вторичная русская поэзия", иногда неплохая, но неплодотворная, как всякое эпигонство. Опыт этих времен неповторим (и это к счастью ничего особенно хорошего не было ни в символистских предвкушениях катастрофы, ни, тем более, в самой катастрофе, которую на себе, хотя по-разному, испытали акмеисты, футуристы, обериуты). Так что и поэзия "серебряного века" невосстановима. Но знать ее надо, просто потому, что она великолепна тот, кто ее не читал, многого себя лишил. Поэту вообще надо знать много от Эсхила до, скажем, Фроста и Милоша. Каких учителей выбрать дело сугубо индивидуальное, "школу" каждый себе должен создавать и проходить сам, причем крупный поэт от учителей рано или поздно уйдет. Бытует мнение, что на сегодняшний день европейская культура полностью исчерпала все свои возможности, наступила эпоха "постмодерна", в которую нам ничего не остается, кроме как глумиться над всем созданным до нас. Насколько правомерна такая точка зрения? "Постмодерн" я не очень люблю вероятно, потому, что по возрасту уже перешел в лагерь "литературных консерваторов". Но игра с тем, что было сделано до нас, даже издевка, пародирование прежней культуры иногда (хотя не обязательно) могут оказаться ценным занятием. Собственно говоря, так было всегда, со времен древнегреческой "Войны мышей и лягушек", которая в достаточно постмодернистском духе глумилась над Гомером (на украинской почве тут можно вспомнить Котляревского). Такие авторы, как Пригов или Кибиров своего рода Котляревские или Саши Черные наших дней, хотя такое сопоставление их, вероятно, обидело бы. Но рядом с этим нужна и литература более высокого градуса, которая, думаю, возникнет. Кстати, модернизм начала ХХ века большинству его современников казался таким же глумлением, "дуракавалянием" и деструкцией культуры, как сейчас многим кажется постмодерн. Да так оно отчасти и было. Но с течением времени к нему попривыкли, и сейчас, в дальней перспективе, видно, что модернисты дали все же много. И я надеюсь, что европейская культура еще не исчерпала всех своих возможностей. Вел беседу Николай ПОМОГАЕВ. Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.
|
|
||||||||||||||||
|