+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 38 (1085), 7.10.2011 ПОЧЕМУ ПЕШЕХОДЫ ЛЕЗУТ ПОД КОЛЕСАЗначительная часть ДТП происходит по вине пешеходов: чтобы убедиться в том, можно даже не заглядывать в сводки ГАИ, а просто постоять на улице некоторое время. Даже краткое наблюдение даст много информации о том, как люди, торопясь, перебегают улицу на красный свет или в неустановленном месте, лавируют между машинами на проезжей части, рискуя попасть под колеса. Что это - массовый психоз? Нет, утверждают ученые Великобритании и Германии: в своем поведении пешеход подобен леммингу в стае. Вот что написано об этом в статье, помещенной на российском сайте www.gzt.ru, из которой мы приводим наиболее примечательные фрагменты. "На бытовом уровне кажется, что эта тема, которой посвящена научная статья в журнале Behavioural Ecology, проста и понятна - но простота эта кажущаяся. Почему люди переходят дорогу там, где ее переходить не следует? Спеша и не желая опаздывать? Это убедительно, но лишь до тех пор, пока не учитывается высокий риск - только в России такая экономия максимум полутора минут приводит к десяткам тысяч в год (15 тысяч аварий по вине пешеходов только с начала 2010 года по октябрь). Получается, что поведение людей в определенном смысле опровергает у них наличие разума, так как в подавляющем большинстве случаев экономия времени абсолютно не оправдывает риск. Почему наделенные интеллектом существа совершают глупые поступки? Так, в переводе с биологического английского на понятный русский, сформулировали тему своей работы авторы исследования. Они даже нашли возможный ответ на этот вопрос и смогли проверить его правильность на практике - с удовлетворительным результатом. Экономия времени оказалась далеко не критичной. Основной фактор, толкающий людей под колеса, это подражание соседям. Анализ видеозаписей, сделанных на одном из пешеходных переходов в Лондоне во время часа пик, показал, что вероятность выйти на проезжую часть вырастает примерно вдвое (от 1,5 до 2,5 раз), если перед этим вперед побежал кто-то другой. Понятно, что для третьего пешехода эффект будет тот же - и это запустит своего рода цепную реакцию, "столкнув" с тротуара тех, кто еще был готов дождаться зеленого сигнала светофора или промежутка в потоке машин. "Делать, как все"- вот причина опасного поведения, а не просто нежелание стоять лишнюю минуту. Изучение видеозаписей с камер наблюдения также показало, что женщины обычно более осторожны, чем мужчины. Они чаще оставались на своих местах, хотя и тоже были подвержены влиянию окружающих. Что с точки зрения биологов вполне объяснимо: у подавляющего большинства млекопитающих особи женского пола изначально более осторожны, так как для сохранения вида женская осторожность является безусловным плюсом, а для мужской половины это далеко не самое важное качество. Еще один интересный вывод был сделан при анализе поведения тех, кто пересек границу тротуара, пробежал пару метров и вернулся. Такие люди начинали движение позже своих соседей, выбежавших в числе первых и, как считают авторы исследования, за этим может крыться принципиальная особенность - вернувшиеся тратят больше времени на оценку ситуации, но зато осознают в итоге неправильность первоначальной оценки. Конечно, делать какие-то далеко идущие обобщения здесь было бы неразумно, но опыт ученых позволяет лишний раз задуматься о том, всегда ли плоха нерешительность в социальной сфере. Как минимум, при переходе улицы получается так, что неспособность принять мгновенное решение вовсе не означает готовности слепо следовать за другими! Нерешительные люди не всегда и не везде легче идут на поводу у окружающих. Интересно сопоставление поведения пешеходов с действиями животных - такое сравнение позволяет лучше понять эволюцию мозга и появление разума в целом. В интервью британскому изданию The Telegraph ведущий автор исследования Джолион Фариа приводит в пример пингвинов. Пингвинам для пропитания необходимо ловить рыбу, ныряя в море, но в воде их легко может поджидать касатка - поэтому пингвины обычно выстраиваются в ряд на краю льдины. Рано или поздно среди них появляется наиболее решительная особь, которая прыгает первой, и далее среди пингвинов начинается цепная реакция прыжков в воду. Прыжки, как и выход на оживленную магистраль, опасны, но животных ведет вперед возникший в далеком прошлом простой и статистически надежный механизм. Мозг, обнаружив в опасном месте некоторое количество других особей, делает вывод о сравнительно низком риске - что чаще всего приводит к правильным выводам. И если вы пингвин, которому предстоит прыгать в море с касатками, то лучше следовать примеру сородичей - когда они побегут всей толпой, съедят, возможно, не вас, а парочку соседей. Но, как говорит Фариа, рассказывая о проведенном исследовании, для человека на обочине это далеко не лучшая стратегия поведения. "Я надеюсь, что пешеходы, прочитав это, в следующий раз подумают дважды перед тем, как бежать за кем-то следом", - сказал ученый. Подготовил Андрей РАЙКОВ.
|
|
|||||||||||||||
|