+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 38 (681), 03.10.2003 ДЖАЗ ЭТО СВОБОДНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ(Окончание. Начало в № 37.) Продолжая тему импровизации, отметим, что импровизационность наблюдалась и в самой программе. Так, в первый вечер неожиданно на сцене оказался пианист Сергей Терентьев. Его появление было не просто сюрпризом, а подарком публике, хорошо энающей и любящей этого прекрасного музыканта. Кроме того, его появление было неплохим "мостиком", переброшенным между двумя отделениями, в первом из которых выступал биг-бенд Лундстрема под управление Гараняна, а во втором Ростовский диксиленд Дикси-Френч. Безусловно, Дикси-Френч это отличный коллектив. Их сыгранность, их "чувство локтя" позволяют ансамблю коллективно импровизировать, что, собственно, и является сутью диксиленда. Их музыка зажигает и веселит, приехавшая с ними певица Юлия с первого же номера сумела обаять слушателей. Но выступления диксиленда требуют демократичности. Их подмостки это улицы и площади, а не строгие залы. Дело не в снобизме пишущего, а в общедоступности, общенародности, карнавальности, фестивальности, праздничности диксилендов как таковых. Что же касается оркестра Лундстрема, то это коллектив "в галстуках" (не помню, были ли на музыкантах галстуки как таковые, но их строгие белые костюмы отличались от хипповых прикидов остальных участников фестиваля). У Биг-бенда свои традиции, заложенные 69 лет назад. Возможно, изначально Олегу Лундстрему, когда он впервые в Харбине услышал Дюка Эллингтона и заболел джазом, захотелось создать именно такой оркестр, похожий на белопиджачный бенд Глена Миллера, играющий блюзы и "Серенады Солнечной долины". И Георгий Гаранян, родившийся в один год с лундстремовским биг-бендом и отдавший ему 45 лет, остался верен традициям, заложенным маэстро. Новая музыка и джазовые стандарты. Сольные номера (а в оркестре Лундстрема каждый музыкант это солист, при этом имеющий звание заслуженного) и оркестровые произведения. Концерт пианиста М. Окуня и знаменитый "Караван" Дюка Эллингтона (музыкой Эллингтона бенд начал и закончил свое 2-часовое выступление). А еще любителей джаза ждали два сюрприза. Первый это то, что выступление оркестра Лундстрема вел и комментировал Святослав Бэлза. Второй, необычный приехавший с оркестром замечательный виолончелист Борис Андрианов исполнил в сопровождении оркестра джазовый концерт Ф. Гульда для виолончели и оркестра. Мне не удалось выяснить, за что биг-бенд Лундстрема попал в книгу рекордов Гиннесса скорее всего, за долголетие, но думаю, что это справедливо. Впечатление бенд произвел незабываемое. Такое же незабываемое впечатление оставили еще 2 коллектива квартет "Мы из Джаза" Анатолия Кролла и ансамбль из Беларуси "Камерата". Нестареющий Кролл показал себя не только как руководитель коллектива, дирижер и композитор, но и как блестящий пианист, не утративший ни исполнительской техники, ни свежего музыкального мышления. Прекрасно подобранная программа завершилась вызвавшей бурю аплодисментов "Испанской хотой". С вокальным ансамблем "Камерата" одесситы уже знакомы. Фольклорные произведения в необычной обработке, органичной исполнительской манере ансамбля, популярные джазовые стандарты, в том числе знаменитый "Истамбул" и более свежий, но не менее популярный номер "Let's my people go" не могли не вызвать овации. Интересной получилась перекличка двух номеров: "Весна", скажем так, по-белорусски, вобравшая в себя все звуки пробуждающейся природы и клекот журавлиных стай, и штраусовский вальс "Сказки Венского леса". Думается, что о других карнавальных мероприятиях рассказывать не надо. Увидеть джазовый трамвай, посмотреть парад оркестров, постоять у памятника Утесову, от которого стартовал "Привоз-джаз", обогнать его и побывать в момент акции на "Привозе" смогли многие. Скажу лишь о концерте на Театральной площади, завершившей праздник (хотя устроители джазового фестиваля считают, что праздник должен длиться весь год). В концерте приняли участие некоторые коллективы, которые выступали на сцене Украинского театра: "Дикси-Френч", Лора-Гехнер-бенд, "Камерата" и др. К ним присоединились наиболее талантливые одесские музыканты: биг-бенд п/у Н. Голощапова, Татьяна Боева и квартет "Плейбоева", замечательный квартет из г. Южного с участием гитариста В. Терлецкого "Рома и компания", самая юная участница фестиваля Наташа Оцабрик и, конечно, Юрий Кузнецов. В целом можно считать, что фестиваль удался. И уже набирает популярность. Первые ласточки популярности предполагаемый приезд в Одессу 2 ноября джаза из Америки и намечаемые гастроли польских джазистов. Елена КОЛТУНОВА.
|
|
||||||||||
|