Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 33 (1179), 6.09.2013
МОРСКИЕ ПОРТЫ: БУДУЩЕЕ ЗА ИНВЕСТИЦИЯМИ
Два месяца прошло со дня вступления в силу Закона "О
морских портах Украины". Как обстоит дело в портах, трудовых
коллективах, которые поделены на администрацию и стивидорку,
что ждет порты в будущем, какие функции взяла на себя
администрация и куда будут расходоваться портовые сборы - обо
всем этом на пресс-конференции рассказал и.о. начальника
Администрации портов Украины Юрий ВАСЬКОВ.
13 июня 2013 года стало магическим числом для
портовиков. Ведь именно с этого момента вступило в силу
переформатирование организации портовых хозяйств.
- Если раньше морской порт в соответствии с кодексом
мореплавания был государственным предприятием, которое
оказывало соответствующие услуги, то есть морской порт был
юридическим лицом, - объяснил Юрий Васьков, - то сегодня это
определенная границами территория и акватория. Морской порт - в
соответствии с мировой морской практикой - понятие
географическое - территория, где работают субъекты всех форм
собственности, частной, коммунальной, деятельность которых
связана с обслуживанием грузов или доработкой продукции,
которая является предметом перегрузки портов. В развитых портах
Европы, взять хотя бы порт Антверпен, всего 20 % составляет
стивидорная деятельность и 80 % - обработка грузов. И все это
называется "морской порт". Так теперь будет и у нас. Официально
работники стивидорных компаний, которые работают на территории
морских портов, частных, государственных форм собственности, -
все это работники порта. И все предприятия - часть морского
порта. Соответственно во главе морского порта стоит глава
администрации, который обеспечивает функционирование морского
порта как одного географического объекта, координирует
деятельность предприятий всех форм собственности, не вмешиваясь
в хозяйственную деятельность субъектов, создавая равные условия
работы.
Администрация морских портов Украины уже утвердила процедуру
прозрачного доступа к объектам портовых инфраструктур. В первую
очередь мы внедрили горячую линию, которая сосредоточена в
центральной диспетчерской в Одессе. Она будет принимать
информацию о всех претензиях, недовольствах клиентуры,
связанных с некачественной работой администрации и субъектов на
территории морского порта, которые так или иначе ограничивают
права нашей клиентуры. А мы будем реагировать. Во-вторых, мы
установили единый понятный механизм заключения договоров с
контрагентами доступа к стратегическим объектам, тому
имуществу, которое находится у нас на балансе: портовые
акватории, гидротехнические сооружения, каналы, причалы, молы,
дороги, инженерные сети, к которым должен быть обеспечен равный
доступ.
Основная цель создания администрации - не столько
аккумулирование и взимание портовых сборов. Главное -
качественное целевое использование для эффективного развития
стратегического имущества.
Кабинет Министров Украины принял стратегию развития морских
портов, которая заключает принципы содействия развитию каждого
морского порта и своевременного выполнения проектов. С этой
целью в каждом морском порту созданы советы морских портов, в
которые входят начальник администрации филиала, капитан
морского порта и все операторы, которые уже присутствуют в
каждом морском порту. Мы обратились к начальникам администраций
с просьбой в августе отработать план развития порта, вынести на
совет, сделать соответствующие проекты и предоставить нам. Наша
задача - получить 18 проектов эффективных планов развития,
которые мы должны согласовать и передать в Министерство
инфраструктуры Украины. После утверждения мы займемся их
имплементацией. По каждому проекту нужно будет найти
оптимальную модель, которая позволит скорейшим образом
осуществить этот проект. И абсолютно неважно, за чей счет это
будет сделано. Портовые сборы от причалов как государственной,
так и частной формы собственности, получаем одинаковые.
Главное, чтобы своевременно, по всем современным требованиям,
чтобы быть востребованными на рынке. На сегодняшний день
готовятся 8 инвестиционных проектов по портам. Главное, чтобы
сейчас мы оправдали надежды инвесторов. Грузовладельцы
заинтересованы в портовых мощностях. Корпорации ищут выход к
морю. И наша задача - создать инфраструктуру и соответствующие
условия для их развития.
В то же время администрация приняла эстафету от
государственных предприятий портов в реализации
инфраструктурных проектов, которые были начаты в прошлые годы.
И сегодня все они продолжают развиваться, причем без каких-либо
рывков, задержек. Речь идет о проектах в Одесском морском
порту, Южном, Феодосии, продолжаются дноуглубительные работы в
морских портах Николаева, Бердянска. Планируем возобновить
дноуглубительные работы в Белгород-Днестровском порту.
Сегодня администрация занимается созданием реестра морских
портов, гидротехнических сооружений, а также пилотным проектом
расширения единой информационной системы портового сообщества.
Первой она запущена в Одесском порту. Надеемся, осенью мы
перейдем от бумажных носителей на электронный вариант первого
этапа оформления контейнеров. Внедряем электронные накладные в
Ильичевске. Наша задача - покрыть этой системой все пункты
пропуска. Мы работаем вместе с пограничной, таможенной
службами, которые также согласились переходить к электронной
подписи, чтобы унифицировать процесс и сделать его более
быстрым и прозрачным.