+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 32 (828), 18.08.2006 ОПЯТЬ ГОРСАД МЕНЯЕТ ОБЛИК...Серый бетонный забор, окружающий Горсад, не только давит на психику, но еще и будит воображение. Сегодня, по всей видимости, мне удалось приблизиться к разгадке одной из наиболее жгучих тайн современности. Кажется, я знаю, как именно преобразится Городской сад в результате реставрации. Для этого стоит попробовать рассуждать логически. Коль скоро городские власти скрывают, по какому плану ведется реставрация, причем скрывают даже от областного Управления охраны памятников культурного наследия (возможно, оно поучаствует в этом процессе позже и ничего предосудительного в плане не усмотрит), будем надеяться на лучшее. Просто чиновники хотят сделать городу приятный сюрприз! Сделать все возможное, чтобы художники перестали нервничать, а гуляющие спотыкаться об их стенды. Для этого радетели порядка в Горсаду наверняка ознакомились с тем, как его территорию использовали наши предки. А после детального ознакомления выбрали самый оптимальный вариант. Ну что вы смеетесь? Не верите? Во всяком случае, я бы на месте представителей власти поступила бы именно так. И начала бы я с консультации у одесских краеведов. Правда, злые языки утверждают, будто попытки такого рода предпринимались. Да только уважаемые специалисты быстро поняли, что слушать их никто не собирается, просто их именами прикроются. Короче говоря, вовремя увильнули от такого "консультирования". Но вот что рассказал мне краевед и писатель Олег Иосифович Губарь. На протяжении своей истории Горсад был разным даже по площади. Территория, подаренная городу Феликсом Дерибасом, простиралась от его до сих пор сохранившегося дома, где сейчас располагается ресторан "Йокогама", до нынешнего кинотеатра "Уточ-кино". Ланжероновская улица длилась вплоть до Херсонской. А на месте уже бывшего Летнего театра находились казенные строения, дворовые места. В 1837 году сад обнесли решеткой на каменной основе, изготовленной по проекту известного архитектора Торричелли. Из плана 1849 года видно, что особо регулярной планировки Горсад к тому времени не имел, только узкая аллея напоминала о бывшем отрезке Ланжероновской, и несколько грунтовых дорожек находилось между газонами. Мороженое, сладости и прохладительные напитки продавались тут же во временных павильончиках. В том же 1849 году владелец первых английских магазинов в Одессе Вильям Вагнер строит гостиницу "Европейская" на углу Херсонской и Горсада. В то же время на территории опять-таки бывшего Летнего театра обосновалось Императорское общество сельского хозяйства Южной России. Там находился выставочный салон с сельскохозяйственными машинами последних образцов. В этом имелась своя логика постояльцы гостиницы, помещики, могли знакомиться с образцами и делать заказы. С течением времени Вагнер перенес свои интересы на Дерибасовскую и Садовую, а место выставочного салона заняли арендаторы, предлагавшие посетителям Горсада увеселительные услуги. Вход туда был платным, но зато публика могла слушать оркестр, следить за представлениями звезд кафешантана, куплетистов, цыганских романсисток, престижитаторов, чревовещателей. Наконец, там проводились презентации новых сортов пива. И так длилось вплоть до революции. Вы понимаете, к чему я клоню? Исторически складывалось так, что Горсад был предназначен для прогулок и только для прогулок. И если уж следовать заветам предков, то не павильон минеральных вод надо устраивать на месте бывшего общественного туалета, а озаботиться вот какой идеей. Отдать бывший Летний театр филармонии, как встарь, арендаторам, среди которых могут быть и художники, и музыканты, и уличные фотографы, и девушки, катающие малышей на пони. Ключ к решению проблем сегодняшнего Горсада находится совсем рядом. Это Летний театр! И если его не продавать и не застраивать, а устроить там развлекательный центр, пусть даже и с платным входом, все наболевшие вопросы будут разрешены. Возможно, именно так и рассуждают чиновники горисполкома. Возможно, именно эта благая идея руководила теми, кто в ночь с 22 на 23 июня натравил сотрудников милиции на двадцать художников и реализаторов, получивших удары "именем закона" и струи слезоточивого газа из баллончиков. Официально эти данные не подтверждены пресс-центром МВД, но художникам-то зачем придумывать? Избиения, запугивания все это больше похоже на правду, чем рай в обновленном уголке старой Одессы, сиречь в Горсаду, организованный заботливыми властями. Теперь, после акций протеста, пикетирования горсовета художники переместились на Соборную площадь. Но это уже другая история... Мария ГУДЫМА. Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
|
|
|||||||||||||||
|