Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 22 (1511)
30.07.2020
НОВОСТИ
Память
Острая тема
КВН
Вокруг Света
Проблема
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 22 (1511), 30.07.2020

СЕБЯ ПРЕОДОЛЕТЬ

Среди откликов, которые поступили в редакцию в ходе дискуссии о перспективах развития в Украине политики гендерного равенства, этот особенно привлек наше внимание.

"Читая ваши статьи, я пришел к выводу, что с ног до головы набит гендерными стереотипами. Не буду перечислять конкретно, возьмите хоть весь перечень стереотипов и все они относятся ко мне. Можно сказать, ходячий гендерный стереотип. Горжусь этим? Нет, просто констатирую факт. Мешает ли мне это жить? Нисколько! И призывы избавиться от гендерных стереотипов меня просто смешат. Каким образом это делать? Читая книги и статьи, от которых уже через пару страниц скулы сводит? Или слушая проповедниц, которые повторяют одни и те же абстрактные лозунги? Я человек практический. Воспринимаю любые идеи, мнения, советы, если вижу в том реальную пользу. Допустим, я готов избавиться от того, что называется гендерными стереотипами, ну так подскажите, как это сделать. Но только не лозунгами, а конкретно, по пунктам: первый, второй, третий... Тогда это будет серьезно.

Петр Иванов, 31 год".

При всем ироничном тоне автора письма мы отнеслись к нему с пониманием. Ибо, если на протяжении тысячелетий обществу настойчиво навязывали идею "первородного права" мужчин на господство над женщинами, причем посильное участие принимали в этом даже такие общепризнанные авторитеты, как Платон, Аристотель, французские энциклопедисты, Иммануил Кант и многие другие, стоит ли удивляться, что эта идея до сих пор владеет умами огромного количества жителей планеты. Но времена меняются. Нелепо в ХХI веке жить представлениями доисторических времен. Мы приняли вызов Петра Иванова и, опираясь на экспертные исследования, реальный опыт, включая собственный, составили несколько практических советов, как можно постепенно, пошагово изменить свое отношение к гендерным стереотипам.


ШАГ ПЕРВЫЙ.
Перестать навязывать гендерную окраску неодушевленным предметам

Звучит абсурдно, но гендерное деление на мужское-женское распространяется и на бытовые предметы. Этим, кстати, пользуются маркетологи, создавая и усиливая все новые и новые гендерные стереотипы. То, что мультиварка, стиральная машинка и пылесос представляются предметами, предназначенными для женщин, а шуруповерт, гвоздодер и молоток, наоборот, могут использовать только мужчины — результат воспитания, но никак не "встроенная" функция этих предметов. Вроде бы очевидно, но "гендерную" окраску в общественном сознании имеют почти все вещи, которые нас окружают: техника, предметы гардероба, инструменты и даже мебель. Такая "оптика" вредна не только тем, что существенно ограничивает человека в выборе, но и создает опасные заблуждения, ибо "женское" часто воспринимается как что-то простое, не требующее серьезных умственных усилий. Надо ли говорить, что это совершенно необоснованная точка зрения?

Ведь разве для прикручивания отвалившейся дверцы шкафа следует прилагать больше умственных усилий, чем для стирки горы разноцветных вещей?! Наверняка нет.

А может ли женщина уметь использовать шуруповерт и может ли мужчина разобраться в настройках "стиралки"? Определенно, да.

Почаще задавайте себе подобные вопросы, и одним стереотипом станет меньше.

ШАГ ВТОРОЙ.
Не навязывать гендер занятиям и профессиям

Но вопроса из предыдущего шага уже недостаточно, когда в спор на стороне стереотипов вступает личный опыт.

Простой пример.

Если отказаться воспринимать трактор исключительно "мужским" предметом не так уже и тяжело, то допускать возможность использования трактора женщиной гораздо сложнее. Ибо кого мы чаще видим за рулем трактора? А вот с младенцем на руках?

Тут важно помнить, что стереотипы работают в две стороны.

Если мы постоянно видим женщин, которые ухаживают за детьми или больными родственниками, то из этого просто сделать вывод, что женщины гораздо лучше мужчин приспособлены к этим занятиям. При этом женщины, видя вокруг пример других женщин, соглашаются с тем, что это занятие для них "естественно" и принимают на себя такую роль.

Чтобы разорвать этот порочный круг, следует задать себе вопрос: имеет ли человек определенного пола данный навык с рождения или этому нужно учиться? Если такого навыка "с колыбели" нет, то научиться чему бы то ни было может любой человек — было бы желание и время. А оправдывать свое нежелание учиться гендерной принадлежностью, находясь изначально в равных условиях (т. е., ни мужчина, ни женщина никогда этим не занимались) просто неприлично. Равно как считать кого-то худшим специалистом на том же основании; человек, который сознательно захотел освоить какую-либо профессию, скорее всего, достигнет в ней большего успеха, чем те, кому эту профессию навязали. Да, пока что мы еще не видим достаточно большого количества положительных примеров женщин и мужчин успешных в "несвойственными гендеру" занятиях, но это результат работы стереотипов, а не естественное распределение ролей. И, чем меньше будет давление стереотипного общества, тем больше таких примеров появится.

Если с интеллектуальными профессиями в этом плане более-менее понятно, то работы, требующие большой физической силы, однозначно относят к "мужским". В этом случае стоит задать такой вопрос: может ли любой человек развить достаточную силу и выносливость для данного занятия? При желании — почти наверняка может любой здоровый человек. И, если в некоторых видах профессионального спорта пол и связанные с ним физиологические особенности действительно играют важную роль, то для перемещения вручную тяжелых грузов это не настолько важно. Хотя даже в этой сфере необходимость ручного труда стараются свести к минимуму, заменив людей более выносливыми и надежными машинами.

ШАГ ТРЕТИЙ.
Оценивайте качество информации, а не ее автора

Мы уже упоминали, что стереотипы о "женском" и "мужском" веками сформированы так, что "женское" воспринимается менее значимым. Это влияет и на восприятие информации: довольно часто одни и те же тезисы из уст мужчины и женщины воспринимаются по-разному. Однако, когда речь идет об информации, важным является не спикер, а качество этой информации: насколько она основана на реальных фактах и научных исследованиях, насколько важна и полезна и т.д. Если же речь идет о субъективном мнении и отношении автора к какому-либо явлению, то наше согласие или несогласие с ним не должно основываться только на его гендере, ведь чувства и эмоции всех людей одинаково ценны и заслуживают уважения. В то время, как оценивая информацию по гендерному признаку, можно упустить множество действительно важных и полезных знаний об окружающем мире.

В этом плане очень полезно обращаться к статистике. Цифры безличны, они начисто лишены гендерной окраски, зато прекрасным образом рушат многие стереотипы.

Наверняка каждый человек не раз и не два слышал анекдоты о "блондинках за рулем". Из чего делается вывод о якобы врожденной неспособности женщин управлять процессом вождения автомобиля.

Но статистика свидетельствует как раз об обратном. Наш анализ данных о ДТП на украинских дорогах с начала нынешнего века показал, что женщины за рулем нарушают правила дорожного движения почти в пять раз реже, нежели мужчины. И подобная тенденция характерна для всех стран.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ.
Контактируйте с людьми, а не с представлениями о них

Даже если точно следовать вышеперечисленным советам, все равно остается множество "серых зон", в которых стереотипы продолжат играть решающую роль. Речь идет о коммуникации друг с другом и о том, как из-за стереотипов она может привести к неожиданно плохим результатам.

Неизвестность вызывает тревогу и ощущение опасности: эту особенность мышления мозг с лихвой компенсирует созданием в сознании категорий и стереотипов. Поэтому, впервые увидев незнакомого человека, мы зачастую уже имеем представление о его поведении, чувствах, реакциях и предпочтениях — на основании того, кто перед нами — мужчина или женщина. Конечно, непросто перестать воспринимать окружающих именно так — как "мужчин" и "женщин", — однако постепенный переход к понятию "человек" кажется логичным и естественным. Ведь мы уже выяснили, что любой человек может использовать любые предметы и быть занятым в любой профессии, если сам этого хочет. Так почему это не должно касаться сферы чувств?

Существует множество стереотипов о том, что именно мужчины и женщины воспринимают положительно: вкус пищи, цвета, поведение, предметы.

Но стоит задаться вопросом: и есть ли в природе продукты или напитки, которые предназначены исключительно для мужчин или исключительно для женщин, как многое становится на свои места. Ответ и тут простой: все зависит от самого человека.

Например, может ли мужчина любить непрактичные безделушки, которые ценны только своим внешним видом? Вполне, тем более, что среди коллекционеров немало мужчин, которые собирают не марки, не дорогие часы и ретроавтомобили, а фигурки любимых персонажей из произведений самых разных жанров.

Или: может ли женщина предпочитать практичные подарки? Более чем. Сейчас вообще мир охватил тренд на практичность, осознанное потребление и т. п. Так что "стереотипный" подарок может поставить принимающую сторону в неловкое положение; в глаза это, конечно, мало кто скажет, но осадок останется. То же самое касается пищевых предпочтений: далеко не все люди любят сладкое или острое, у каждого могут оказаться собственные предпочтения в напитках и их крепости и т. д.

Проблемы с попытками показаться чутким и проницательным, возникают и у того, на кого направлено действие. Увы, навязывание сорок пятой пары запонок или заказ очередного приторно-сладкого коктейля в баре, совершенно не воспринимается как искреннее желание сделать приятно. Более сдержанные люди расценят это как безразличие к себе и исполнение традиционных социальных ритуалов для "галочки". А кто-то может посчитать это попыткой загнать себя в рамки чьих-то ожиданий. И то, и другое абсолютно неуважительно; ведь куда как проще поинтересоваться у самого человека (или тех, кто знает его достаточно хорошо) о его предпочтениях?

Другая часть таких проблем возникает у тех, кто искренне следует стереотипу в расчете на эффективную коммуникацию и достижение цели. Обратиться за помощью к некомпетентному человеку (и не обратиться к компетентному), испортить отношения с коллегами, друзьями и семьей — все это результат общения не с реальным человеком, а с его "версией", которую мы выстраиваем в своем воображении, как правило, основываясь именно на гендерных стереотипах.

И не будем забывать, что разрушенные ожидания вызывают не самые приятные ощущения — растерянность, раздражение, обиду, и могут вообще привести к разрыву отношений.

ШАГ ПЯТЫЙ.
Меняйте гендеры местами или исключайте гендер

Все, что было сказано раньше, — о стереотипах внутри нас самих. Сейчас же речь пойдет о том, что следует научиться замечать стереотипы и результат их действия вокруг себя: сексистские высказывания, сексистскую рекламу и прочий мусор, засоряющий общественное сознание.

Для начала стоит попробовать заменять женщин на мужчин и сверяться: воспринимается ли сообщение (а видеоролик, плакат, билборд тоже несут в себе сообщение) так же, как до этого? Если вам кажется, что вытирающий пену с капота собственной грудью мужчина в плавках выглядит странно, — значит перед вашими глазами сексистская реклама.

Если же от перемены гендера смысловая окраска сообщения не изменилась, но гендеру уделено особое внимание, хотя он совершенно не важен для описания события — это сексистское сообщение; ведь какая разница, пьяная женщина или пьяный мужчина врезался в остановку?!

Если же в сообщении говорится о характеристиках гендера, но эти характеристики не подтверждаются компетентными исследованиями, а используются для оценки сторонних событий (например, "женская аудитория, как более доверчивая и склонная сочувствовать, идеальная цель для мошеннических сборов" — явный перегиб, с учетом того, что на призывы о помощи в интернете, не проверяя информацию, реагируют люди совершенного разного гендера и возраста) — это тоже сексистское сообщение.

Для проверки можно также исключать из сообщения гендер или то, что имеет гендерную окраску: если сообщение после этого не потеряло в информативности, оно явно сексистское. Особенно четко это прослеживается на примерах рекламы — с помощью обнаженных или полураздетых женщин часто рекламируют строительные материалы, недвижимость, автомобили и автосервисы, однако никакой смысловой нагрузки модели в такой рекламе не несут.

Кстати, именно на рекламе можно "тренировать" изменение своего гендерного сознания.

ШАГ ШЕСТОЙ.
Читайте, смотрите материалы на тему

Этот шаг нередко ставят на первое место, но мы бы не рекомендовали мужчинам начинать с него. Так исторически сложилось, что большинство подобных материалов создано женщинами, о женщинах и для женщин. У мужчин же все-таки несколько иное восприятие гендерных проблем, потому мы бы советовали начать с практических шагов.

А вот после того, как человек начал осознанно замечать, сколько нежизнеспособных стереотипов просочилось буквально во все сферы жизнедеятельности и заинтересовался данной проблемой — литература, касающаяся проблем гендерного неравенства, научно-популярные статьи и передачи, обсуждения медийных скандалов с участием профеминистских экспертов и эксперток, прочие материалы по теме станут хорошим подспорьем в достижении собственной свободы от стереотипов. Тем более, что такие материалы очень легко найти в Интернете. Было бы только желание преодолеть себя и осознанно подойти к процессу познания.

Александр ГАЛЯС, Тамара ГЛАДКАЯ.

P. S. Эта статья уже готовилась к публикации, когда мы решили предложить автору письма воспользоваться нашими рекомендациями и провести на себе эксперимент. Через день получили лаконичный ответ: "Почему бы и нет?" Договорились, что Петр периодически станет информировать нас о ходе эксперимента, а мы расскажем читателям, что из этого вышло. Впрочем, если кто захочет присоединиться, мы будем только рады. Учитывая, что перечень шагов далеко не исчерпывающий (объективный лимит газетной площади!), предлагайте свои идеи, варианты, а еще лучше используйте их практически — и расскажите нам.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.