Из Москвы пришла печальная новость: на 89 году жизни
скончался замечательный мастер музыкального театра Матвей
Ошеровский.
Старые одесские театралы грустят не меньше
московских. Ведь именно Матвей Абрамович был главным
режиссером Одесского театра музкомедии в пору его
наивысшего расцвета. Он попал в Одессу, уже будучи
признанным мастером, заслуженным артистом РСФСР. Пришел в
театр, уже успевшим изведать под руководством предыдущего
главрежа Изаакина Гриншпуна славу и признание (особенно
после выхода экранной версии спектакля "Белая акация").
Казалось, что выше уже не прыгнешь, тем более в провинции,
всегда ограниченной ресурсами разного рода. Но Ошеровский
сумел добиться невероятного: в течение 15 лет, что он
руководил нашей Музкомедией, театр считался в своем жанре
если не лучшим в Союзе, то, как минимум, делил первенство
с великолепной опереттой из Свердловска. А составу труппы,
которую вел за собою Ошеровский, могли позавидовать девять
десятых драматических театров страны. Людмила Сатосова,
Евгения Дембская, Юрий Дынов, Идалия Иванова, Маргарита
Демина, Семен Крупник и иже с ними плюс молодые
воспитанники Мастера, начиная с блистательной Галины
Жадушкиной. Не говоря уже о главной звезде - Михаиле
Водяном... Эта был коллектив, способный осилить любой
жанр, что позволило театру Ошеровского стать подлинной
"лабораторией современной музкомедии": достаточно
вспомнить хотя бы легендарную одесскую трилогию.
Можно лишь сожалеть, что внутренние противоречия
развели этот блистательный коллектив с режиссером по
разные стороны баррикады, результатом чего стало изгнание
Ошеровского из театра его мечты. От этого удара ни театр,
ни сам Мастер уже не сумели оправиться. Ошеровский ушел в
педагогику, воспитав в прославленном ГИТИСе целую плеяду
артистов и постановщиков музыкального театра. Уже в более
чем преклонном возрасте он оставался не номинальным, а
действующим профессором театрального вуза. Это было вполне
в его неукротимом характере.
Матвей Абрамович Ошеровский прожил непростую, но
замечательно интересную и наполненную жизнь. О некоторых
ее эпизодах он поведал нашей газете, неизменно давая
интервью, когда в 1990-х гг. приезжал в Одессу. В одном из
ближайших номеров мы намерены воспроизвести наиболее
интересные фрагменты бесед с этим удивительным мастером,
который в памяти одесситов останется создателем самого
лучшего театра за всю историю нашего города.